Интересные дидактические игры для детей дошкольного возраста способствуют закреплению валеологических знаний — знаний о пользе и необходимости заботиться о своем здоровье.

Дидактическая игра «Получился человек»

Цели: закреплять части тела человека, развивать воображение.

Материал: карточки с частями тела, образующие при складывании фигуры людей мужского и женского пола, в разной одежде, позах.

Количество игроков зависит от количества карточек


Ход игры: детям предлагаются комплекты карточек с изображением частей тела человека, и возможность по своему усмотрению подобрать детали из одного комплекта или сложить детали из разных комплектов, чтобы получился человечек.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Конспект занятия по теме приобщения детей к ЗОЖ
Памятка по формированию привычки ЗОЖ
Дидактические подвижные игры ЗОЖ
Лэпбук «Книга здоровья»

Дидактическая игра по валеологии «Что же делать»

Цель: закреплять знания детей о профилактике простудных заболеваний.

Материал: набор карточек с изображением профилактических мероприятий направленных на быстрое выздоровление и карточки другой тематики
Количество игроков от 1 до группы, зависит от количества карточек

Ход игры: из общего числа карточек дети выбирают и объясняют, что полезно для профилактики простудных заболеваний.

Для детей старшего возраста можно предложить составить алгоритм профилактики простудных заболеваний.

Дидактическая игра «Здоровые зубки»

Цель: формировать привычку заботится о зубах, расширять представление дошкольников о том, что полезно и вредно для зубов.

Материал: картинки с изображением средств ухода за зубами, продуктов питания, различных «несъедобных» предметов( зубная паста, зубная щетка, зубная нить, яблоко, морковь, хлеб, сыр орехи в скорлупе, карандаш ), 3 картонных квадрата разного цвета.

Ход игры: перед ребенком раскладываются 2 или 3 квадрата и набор карточек, количество карточек и квадратов зависит от возраста, дается задание разложить карточки на квадраты по категориям

  • средства ухода за зубами
  • что полезно для зубов
  • что вредно для зубов

Дидактическая игра по валеологии «Чистые ручки»

Цель: закреплять последовательность мытья рук

Материал: 8 карточек с изображением ребенка в разных стадиях мытья рук.

Ход игры: предложить ребенку разложить карточки в нужной последовательности.

Дидактическая игра «Наши органы чувств»

Цель: закреплять знания детей об органах чувств.

Материал: 4 пазла с изображением носа, рта, уха, глаза и к ним соответствующие карточки

Ход игры: дети рассматривают картинки, собирают пазл.

Дидактическая игра «Уборка в детской комнате»

Цель: формировать у детей привычку содержать детскую комнату в порядке и чистоте.

Материал: карточки с изображением предметов мебели (книжные полки, полки для игрушек, письменный стол, шкаф для одежды, кровать), набор картинок с изображением игрушек, книг, канцелярии, одежды, постельных принадлежностей.

Ход игры: разложить картинки на соответствующие карточки

Дидактическая игра «На прогулку мы пойдем»

Цель: закреплять знания детей о сезонной одежде, последовательности надевания

Материал: 4 цветные картонные полосы (цвет: желтый, оранжевый, синий, зеленый), по 8 карточек с изображением одежды и обуви на 4 сезона.

Ход игры: дети выбирают полосу, к ней карточки с одеждой и обувью, раскладывают карточки слева направо в порядке очередности надевания.

Примечание: для детей младшего дошкольного возраста задание можно сократить до выбора сезонной одежды.

Дидактическая игра по валеологии «Что такое здоровье»

Цель: Закрепить у детей понятие здоровье

Материал: мнемотаблица «Что такое здоровье»

Ход игры: на магнитную доску крепится тематическая мнемотаблица по которой ребенку легко рассказать о понятии здоровье.

Дидактическая игра по валеологии «Здоровый человек»

Цель: закрепить у детей понятие как отличить здорового человека от больного.

Материал: мнемотаблица «Здоровый человек»

Ход игры: на магнитную доску крепится тематическая мнемотаблица по которой ребенок самостоятельно расскажет о том, чем отличается здоровый человек от больного.

Дидактическая игра «Чтобы вырасти здоровым»

Цель: формировать у детей потребность здорового образа жизни.

Материал: картинки с изображением позитивных и негативных ситуаций.
(занятие гимнастикой, катание на велосипеде,солнечные ванны, чтение книги на диване, перекус на ходу, еда грязными руками, и др.)

Ход игры:
1 вариант — ведущий: «Чтобы вырасти здоровым, ты будешь…», ребенок подбирает соответствующую сюжетную картинку и дополняет первую часть предложения.
2 вариант — ведущий: «Чтобы вырасти здоровым, не следует…».
3 вариант — задания чередуются

Дидактическая игра по валеологии «Как укрепить здоровье»

Цель: закреплять знания дошкольников о возможностях укрепления здоровья

Материал: лист бумаги с изображением человека в центре, цветные карандаши.

Количество игроков не ограничено

Ход игры: ребенку дается большой лист бумаги (такой, чтобы было место для рисунка), ставится задача нарисовать рядом все, что полезно человеку для укрепления здоровья.
Если ребенок занимается один, по окончании он рассказывает взрослому, что изображено. Если занимается группа детей — они могут сравнить, что нарисовано, кто нарисовал больше, рассказать друг-другу о том, какие они знают способы укрепления здоровья

Дидактическая игра по валеологии «Вредно или полезно»

Цель: закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах

Материал: карточки с изображением веселого и недовольного человека, набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

Ход игры: разложить на столе две большие карточки с лицами веселого и недовольного человечка. Предложить ребенку карточки с изображением полезных для здоровья человека продуктов положить к веселому человечку, а с вредными для здоровья человека продуктами к недовольному человечку.

Дидактическая игра «Что нам надо для закалки»

Цель: закреплять знания дошкольников о способах закаливания, принадлежностях, необходимых для организации закаливающих процедур.

Материал: сюжетные картинки с изображением видов закаливания, карточки с изображением необходимых для закаливания предметов.

Ход игры: из розданных детям картинок, надо выбрать изображение инвентаря, необходимого для закалки, рассказать, при каком способе закаливания он применяется, для чего служит.

Дидактическая игра по валеологии «Кулинария»

Цель: закреплять понятие полезные продукты, дать представление о том, из каких продуктов готовятся разные блюда.

Материал: наборы картинок с изображением продуктов, нужных для приготовления блюда (суп, борщ, компот, салат) в зависимости от доминирующей темы

Ход игры: из набора картинок дети выбирают соответственно заданной теме изображения, например, для компота6 яблоки, груши, сливы, и т.п., для супа: мясо, картофель, морковь, лук, и т.д.

Дидактическая игра «Где спрятались витамины»

Цель: закреплять знания детей о витаминах и их содержании в различных продуктах.

Материал: большие пустые карточки и карточки с изображением продуктов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать карточки с изображением продуктов, которые содержат витамин, например, Е, и разложить их на одну большую карточку( помидор, куриный желток, фасоль, горох, растительное масло, орехи и т.д.), затем, витамин А, С и т.д. в зависимости от доминирующей темы.

Дидактическая игра «Какому спортсмену?»

Цель: закреплять знания детей о видах спорта, называть амуницию спортсмена.

Материал: карточки с изображением амуниции для занятий разными видами спорта.

Ход игры: из предложенных карточек ребенок выбирает экипировку футболиста, хоккеиста, баскетболиста и т. п., называет предмет, рассказывает почему выбран именно он, объясняет для чего он нужен спортсмену

Дидактическая игра «Мы похожи?»

Цель: учить определять различия и сходства человека и животного

Материал: карточки с изображением животных и детей

Ход игры: предложить детям внимательно рассмотреть карточки, найти то, что есть у человека и у животного, рассказать, чем человек отличается от животного.

Дидактическая игра «Отгадай по описанию»

Цель: учить детей описывать человека словами, выделяя его характерные особенности.

Ход игры: в игре участвуют дети всей группы, они сидят или стоят, один ребенок, выбранный считалкой, или каким-то другим способом, самостоятельно выбирает объект — кого-то из детей и составляет описательный рассказ, дети должны отгадать, кого загадал ведущий, первый, кто узнал ребенка по описанию, становится ведущим.

Дидактическая игра «Собираем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знание детей предметов сезонной одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров.


Материал: 4 куклы и к ним разная сезонная одежда

Ход игры: дети делятся на команды, тянут жребий, выбирая время года, каждая команда собирает куклу на прогулку по сезону. Можно заказать соперникам погоду (например, лето, очень жарко или лето, идет дождик и т.п).

Дидактическая игра «Без чего не обойтись?»

Цель: закреплять знания дошкольников о средствах личной гигиены, их предназначении и применении.

Материал: разные предметные картинки в том числе с изображением средств личной гигиены, фишки.

Ход игры : из многообразия карточек с предметами дети выбирают те, на которых изображены предметы, необходимые для названной гигиенической процедуры (например, надо почистить зубы — дети выбирают карточки: зубная щетка, зубная паста, стакан с водой) за правильный ответ ребенок получает фишку.