Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста
Задачи: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности; развивать быстроту, ловкость; создать атмосферу радости от возможности общаться друг с другом в совместных подвижных играх, привлекать к активному участию в соревнованиях; воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.


Интеграция на занятии по образовательным областям:
Социализация — умение согласовывать свои действия с действиями партнеров в сюжетной подвижной игре, соблюдать ролевые взаимодействия.
Познание (ознакомление с природой) — расширение знаний о характерных признаках весны о прилете птиц.
Коммуникация (развитие свободного общения с взрослыми и детьми) поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками впечатлениями

Словарная работа:
Перелетные птицы, вывести птенцов, насекомые, птицы совки- сплюшки, гаички, буря, преграды, вредители.

Предварительная работа:
Физическая культура
совершенствование физических качеств на занятиях по физкультуре, обучение лазанью по гимнастической стенке с изменением темпа, по лесенке-стремянке с соблюдением правил безопасности, проведение игр с элементами соревнования «Кто быстрее», разучивание подвижных игр «Перебежки», «Перелет птиц», игр на развитие самостоятельности и творчества и пластики с имитацией движений животных «Отгадай-ка!».
Чтение художественной литературы
русский фольклор: «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка», «По дубочку постучишь, прилетает синий стриж» Ф. Тютчев «Зима не даром злится».
Художественно-эстетическое развитие
рисование «Птица», «Где зимуют птицы», «Домик для птицы»; лепка коллективная композиция «Птицы на дереве», аппликация «Скворечник»
Музыка
слушание П. Чайковский «Времена года», М. Глинка «Жаворонок» Римский-Корсаков «Пляска птиц»
Коммуникация
Беседы направленные на формирование у детей обобщенных представлений о весне, как о времени года, перелетных птицах, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.
Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность) изготовление кормушек для птиц из картона и пластиковых бутылок.

Демонстрационный материал: слайды «Времена года», слайды «Птицы», фильм «Кормление птенцов», диски с музыкальными записями.
Раздаточный материал: 2 набора карточек с изображением птиц (для каждого ребенка), специальный корм для птиц 8 упакованных порций.
Оборудование : экран, проектор, музыкальный центр, гимнастическая стенка, пирамида-стремянка, двойная лесенка- стремянка, 2 обруча, 2 куба, 8 кирпичиков, гимнастические маты.

«К нам весной возвращаются птицы»

Ход занятия:

Дети заходят в спортивный зал, строятся полукругом

под музыку П. Чайковского «Времена года» (тихо) дети смотрят слайды из серии «Зима»- 5 слайдов, «Весна» — 5 слайдов. Воспитатель напоминает детям, что зима длилась 3 месяца, было холодно, но она закончилась и наступает весна. ( просмотр слайдов заканчивается )

Ведущий: вот и весна пришла! Ручейки побежали! Потеплело. Скоро птицы с юга прилетят. Нужно подготовиться к их встречи, развесить для них домики, чтобы они могли в них вывести птенцов. А вы знаете, какие бывают птицы?
Дети: рассказывают, каких птиц они знают, что птицы бывают зимующие и перелетные.
Ведущий хвалит детей за знания, предлагает поиграть в игру «Прилетели птицы».
Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Дети-топают.
Ведущий: Что не правильно?
Дети: Мухи!
Ведущий Мухи, разве не птицы? Они же тоже летают.
Дети6 мухи- это насекомые.
Ведущий: Вы правы! Продолжим!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Дети-топают.
Ведущий: Что не правильно? Выясняет. Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…,
Если дети не обращают внимание на куниц ведущий объявляет счет 1-0
Куницы вовсе не птицы — это лесные зверьки.
Игра продолжается:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи
Аисты, кукушки
Даже совки-сплюшки.
Дети топают.
Ведущий: Что такое? Не плюшки, а совки-сплбшки! Не гаечки, а птицы — гаички!
Ведущий хвалит детей за сообразительность, веселую игру.
Вы знаете, что есть птицы, которые постоянно живут у нас, а есть и те, которые прилетают из жарких стран. Им приходится проделать большой путь, преодолеть много преград.

Проводится подвижная игра «Перелет птиц» с использованием музыки из сборника П. Чайковского «Времена года»
Дети стоят на одном конце зала. Они- птицы. На другом конце площадки- гимнастическая стенка, пирамида, двойная лесенка. По сигналу: «Птицы летят» — птицы летят расправив крылья (дети бегают по залу изображая полет птиц). По сигналу: «Буря» птицы летят на вышку — скрываются от бури на деревьях (залезают на лесенки). Когда ведущий говорит: «Буря прекратилась»- птицы спускаются с вышки и снова летят. Сигналы меняются: «Гроза», «Дождь».
Ведущий обращает внимание детей, как трудно было лететь птицам. Птицы летят к нам в надежде, что мы их тут встретим, приготовим для них кормушки. Я знаю, что вы приготовили уже много кормушек, которые после занятия мы обязательно вывесим на участке. А сейчас давайте посмотрим, как вы научились работать.

Вот задание какое
Ожидает смельчаков
Пожелаем им удачи,
Выходите, кто готов.

Проводится соревнование «Построим скворечник» набирается 2 команды по 4 человека

На одной стороне площадки в обручах лежит стройматериал (4 больших кирпичика). Игроки по очереди бегут к указанному месту, берут один кирпичик, возвращаются к команде и в указанном месте строят «Скворечник».

Соревнование проводится 2 раза, по очереди задействованы дети всей группы.
Ведущий хвалит всех за старание, предлагает детям оценить, в каком скворечнике птицам будет удобно жить.


Предлагается подвижная игра « Не сорока не ворона». Группа делится на 2 команды. Команды получают одинаковые наборы карточек с изображением разных птиц.
Ведущий включает слайд с изображением птицы, одной из тех, которая есть у детей на карточках и говорит: Не сорока и не ворона и не чайка, а какая это птица, отгадай-ка!
Дети, у кого на карточке такая же птица бегут к экрану, показывают карточку и называют птицу. «Не сорока и не галка, а снегирь». Та команда, чей игрок прибежал быстрее получает порцию корма для птиц. После занятия корм отнесут птицам в кормушки.

Ведущий говорит о том, что у птичек появятся птенчики и о них заботятся их родители, добывают корм и приносят в гнездо. Чем питаются птенцы?
Ответы детей.
Трудно добыть пропитание, букашки и червячки прячутся, но большие птицы всегда находят корм. Вот например Скворец.
Детям показывается фрагмент фильма из серии «Живая природа» «Кормление птенцов»
Предлагается игра «Скворец».
Из играющих считалкой выбирается скворец, остальные детки- букашки.
Скворец сидит на дереве, остальные имитируют движения насекомых.


Скворец- заботливый отец.
Но чем унять скворчат?
Лишь выйдет из дому отец,
Опять они кричат:
Хочу букашку!
Червяка!
Давай комарика!
Жучка!
А мне бы до обеда хотя бы короеда.
Скворец заботливый отец,
И все, что есть в меню,
Из рощи в дом несет скворец
И кормит ребятню.
С последними словами дети-букашки замирают, а скворец летит за кормом. Попадается тот, кто пошевелился.

Ведущий: сегодня мы много узнали о птицах. Знаем теперь, что о них надо заботиться, ведь они наши маленькие друзья, приносят пользу людям — защищают наши сады и огороды от вредителей.
Чтобы от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите птиц, друзья!

Давайте запомним и повторим все вместе последние слова:
Берегите птиц, друзья!

После занятия дети на улице вывешивают кормушки и высыпают корм.

Рефлексивный компонент

Занятие подготовлено с учетом СаНПиН и здоровьесберегающих технологий:
проведена влажная уборка, помещение проветрено, освещение соответствует нормам, продолжительность занятия 25 минут, дети одеты в спортивную форму; оборудование подобрано в соответствии с возрастом, расставлено с учетом удобного подхода и страховки; используется качественный демонстрационный и раздаточный материал.
Занятие спланировано с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей.
Цель занятия достигнута.
Используемые средства и методы соответствуют возрасту детей, уровню знаний и индивидуальным способностям.