Теоретические и методические основы проектирования
Практическая реализация проектного метода в области «Физическое развитие»

Проект

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает « выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза. В переводе с греческого проект — путь исследования
Проект — замысел, идея, воплощенная в форму; продукт деятельности проектирования.

Проектный метод

Процесс разработки и создания проекта, направленного на

  • развитие познавательных интересов
  • ориентировку в информационном пространстве

Совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов
Процесс создания заранее запланированного объекта.

Проектная деятельность

Познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое предоставлено в виде проекта

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.


Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели

Особенности проектной деятельности

Пр наличии нескольких вариантов появляется возможность их анализа путем сопоставления друг с другом, выявления их достоинств и недостатков. Каждый такой вариант позволяет дошкольнику лучше понять то, что он собирается делать и уяснить последовательность действий.
При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности.

Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребенок сформулировали причину , по которой они включаются в исследование.
Ребенок может быть заинтересован в подготовке к мероприятию, но проектная деятельность начнется только в тот момент, когда педагог совместно с ребенком попытается понять, что этот день, или это событие значит для каждого из них. Как только будет определен смысл, можно искать способы его предъявления.
Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение,он всегда ищет адресата- человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта.
Именно по этому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику

Значение проектного метода

  • позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов
  • развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества
  • использование проектирования в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности
  • делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей

Умения, формируемые в ходе проектной деятельности

  • рефлективные умения «Что я знаю и чего я не знаю»
  • поисковые умения (при помощи взрослых находить информацию из доступных источников)
  • планировать свою деятельность
  • оценивать свою деятельность
  • коммуникативные умения (взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них)
  • представлять результаты своей работы

Проблема 1
Несоответствие между традиционной форой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности

  • традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве — она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой, а проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм
  • в этом случае и педагог и ребенок попадают в ситуацию непоследовательности
  • проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути

Проблема 2
Неприятие субъективной и объективной позиции ребенка

  • не спешить на помощь, позволяя детям ошибиться, учить не бояться ошибок
  • организовать проблемную ситуацию для детей, но не предлагать свои варианты решения задачи
  • поддерживать инициативу и проявление самостоятельной активности

Проблема 3

Необходимость формирования позиции самого педагога

  • нельзя самому оставаться в жесткой, фиксированной позиции
  • педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые представления, но должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей
  • педагог, демонстрирующий субъектную позицию, сначала выяснит, как ребенок видит эту ситуацию и только потом обратится к культурным способам оформления замысла

Схема проекта

схема1

Проектная деятельность в физическом воспитании дошкольников

Задачи обучения
Младший возраст

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своем здоровье

Старший возраст

  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств
  • развитие осознанного отношения к своему здоровью
  • формирование потребности в здоровом образе жизни

Этап 1

Выбор идеи и темы проекта

  • выделить проблему, которая будет актуальна, доступна пониманию детей и интересна им
  • сформулировать актуальность темы
  • сформулировать цель
  • согласовать тему проекта со всеми участниками деятельности: детьми, педагогами, родителями

Идеи проектной деятельности, формулировка темы

Здоровый образ жизни

  • здоровое питание
  • двигательная деятельность и ее значение
  • полезные привычки

Спорт и спортивные игры

  • знакомство с видами спорта (зимними и летними)
  • командные спортивные игры
  • знаменитые спортсмены и спортивные достижения

Подвижные игры

  • игры нардов России
  • история подвижных игр

История Олимпийского движения

  • история Олимпиады и Олимпийского движения
  • олимпийские чемпионы России

Укрепление здоровья и профилактика

  • закаливание
  • профилактика нарушений осанки и стоп
  • профилактика простудных заболеваний
  • безопасность здоровья и правила поведения

Культурно-гигиенические навыки

  • средства гигиены
  • аккуратность и чистота
  • правила поведения за столом

1 тип — игровая мотивация: «Помоги персонажу, попавшему в сложную ситуацию». В этом случае ребенок достигает цели, решая проблемы персонажа.
2 тип мотивации — помощь взрослому — «помоги мне». Здесь мотивом является общение со взрослым, возможность получить одобрение, интерес к совместным делам.
3 тип мотивации — обучи тому, что умеешь сам — «научи меня». Этот тип основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим.
4 тип мотивации — сделаем полезное для других людей — «Сюрприз для малышей». Основан на стремлении ребенка быть нужным и полезным, чувствовать себя старшим, большим, взрослым.
5 тип мотивации — подражание — «Будем как…» — этот тип основан на желании ребенка подражать примеру взрослых.
6 тип мотивации — соревновательный — «Кто лучше» — основан на стремлении к лидерству, успешности быть первым.

Пример мотивации и проблемной ситуации

Проект «Культура поведения»
Цель « формирование культурно-гигиенических навыков.
Проблема: как помочь Незнайке узнать и запомнить лучше все правила поведения?
Мотивация: поможем Незнайке выучить правила поведения за столом.

Проект «Школа полезных привычек»
Цель: формирование привычки к здоровому образу жизни.
Проблема: как научить Незнайку быть аккуратным?
Мотивация: Научим Незнайку ухаживать за собой.

Проект «Быть здоровыми хотим»
Цель: познакомить со способами укрепления здоровья
Проблема: что делать, чтобы быть здоровым?
Мотивация: чтобы быть красивыми, сильными и здоровыми, как знаменитые спортсмены нужно соблюдать режим дня, правильно питаться и заниматься физкультурой

Проект «Детские Олимпийские игры»
Цель: развивать двигательные навыки, физические качества и способности
Проблема: как лучше подготовиться к соревнованиям?
Мотивация: выяснить, кто самый сильный, ловкий и меткий

2 этап

Постановка и формулировка цели и задач проекта

Исходя из идеи, темы формулируется общая цель проекта по направлению.
Формулируются задачи проекта

  • образовательные
  • развивающие
  • воспитательные

Задачи проецируются на результат проекта.

Проект «Быть здоровыми хотим»
Цель: познакомить со способами укрепления здоровья
Образовательные задачи

  • Закреплять представление о том, какие факторы влияют на здоровье человека, какие существуют способы укрепления здоровья
  • Способствовать пониманию понятия «режим дня»
  • Учить различать полезные и не полезные продукты питания, выполнять самостоятельно упражнения утренней и дыхательной гимнастики
  • Способствовать пониманию необходимости бережного отношения к своему здоровью

Результат
Знать:

  • что на здоровье человека влияют чистота воды и воздуха; продукты питания, двигательная активность
  • способы укрепления здоровья: соблюдение режима дня, правильное питание, занятие физкультурой и спортом

Уметь:

  • описывать свой режим дня
  • различать продукты питания, полезные для здоровья (овощи, фрукты, продукты без консервантов и добавок)
  • выполнять 5-6 простых упражнений на разные группы мышц самостоятельно, знать 3 упражнения на дыхание

Дети должны суметь объяснить: зачем необходимо правильно питаться, соблюдать режим дня и заниматься физической культурой

Развивающие задачи

  • Развивать способность сравнивать, находить причинно-следственные связи и делать выводы

Результат
Уметь:
сопоставлять факторы, влияющие на здоровье и их последствия для человека, понимать зависимость состояния здоровья от качества питания, режима дня и физических упражнений
Воспитательные задачи

  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, формировать интерес и положительное отношение к физическим упражнениям

Результат

  • Появление стремления и желания соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения по собственной инициативе, интерес к здоровому питанию, внимание к качеству пищи
  • Отражение в сюжетно — ролевой игре полученных знаний и умений

Формы реализации проекта

Формы реализации проекта могут быть различны:
Проект реализуется

  • со всей группой детей
  • подгруппой детей, а его результат представляется всем
  • индивидуально в сотрудничестве ребенка с родителями
  • по подгруппам, где каждая группа выполняет свое задание

3 этап

Планирование содержания проекта

Планируется предварительная работа:

  • игровая деятельность, беседа, наглядные и дидактические материалы, диагностика, работа с родителями и др.
  • основная часть проекта по решению каждой задачи с указанием цели и темы того или иного вида деятельности
  • распределение обязанностей
  • итоговое мероприятие

Основные направления проекта
Мероприятия проекта касаются следующих аспектов

  • факторы, отрицательно влияющие на здоровье
  • способы укрепления здоровья и их значение

Ключевые умения

  • умение находить взаимосвязи между отрицательными факторами и состоянием здоровья
  • понимание влияния режима дня, питания и физических упражнений на здоровье
  • умение самостоятельно выполнять физические упражнения и упражнения на дыхание

Основная часть проекта

  • Закреплять представление о том, какие факторы влияют на здоровье человека и какие существуют способы укрепления здоровья
  • Способствовать пониманию необходимости бережного отношения к своему здоровью
  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни

Формы, средства и способы реализации

  • Беседа с презентацией на тему: «Почему человек болеет?» : рассказ о вреде загрязнения окружающей среды и неправильного питания на здоровье
    Цель: уточнить представление о вредных факторах, влияющих на здоровье человека
  • Дидактическая игра «Вредно-полезно»
    Цель: закреплять знания детей о полезных и не полезных продуктах питания
  • Игровая обучающая ситуация с решением проблемной задачи «Незнайка заболел»
    Цель: закрепить знания о факторах, влияющих на здоровье человека, способствовать пониманию взаимосвязи между факторами и здоровьем человека, учить сравнивать, делать выводы
  • Беседа с врачом с показом презентации на тему « Как укрепить здоровье»: рассказ о способах укрепления здоровья
    Цель: уточнить представление о способах укрепления здоровья
  • Физкультурное занятие
    Цель: разучить игровой комплекс упражнений утренней гимнастики для выполнения в домашних условиях, способствовать пониманию взаимосвязи между питанием и здоровьем

Итоговое мероприятие
Результаты продуктивной деятельности, праздник или досуг, викторина, игровая обучающая ситуация, театрализация
«Праздник здоровья»

  • игровой комплекс физических упражнений (разученный в ходе реализации проекта)
  • эстафета
  • мини-викторина «Что вредно и полезно для здоровья»

4 этап

Анализ результатов проекта

Анализ результатов включает:

  • вывод по решению каждой задачи,выявление того, что из результатов достигнуто, а что нет
  • причины достижения или не достижения того или иного результата
  • вывод о продуктивности и эффективности проекта
  • планирование последующей доработки «слабых мест» вне проектной деятельности

Оформление проекта

Содержание
1. Тема
2. Тип
3. Образовательная область
4. Актуальность
5. Цель
6. Задачи
7. Ожидаемые результаты
8. Принципы и условия реализации
9. Этапы 1-4
10. Итоги проекта, вывод

Оценка качества проекта

  • Актуальность темы, соответствие возрасту детей, требованиям программы и стандарта
  • Правильность формулировки целей и задач их соответствие теме
  • Коррекция задач с ожидаемыми результатами (не должно быть расхождений в цели, задачах и результатах проекта, они должны быть соотнесены между собой четко, не выходить за рамки темы)
  • Полнота, последовательность и системность планирования
  • Разнообразие видов деятельности в содержании проекта
  • Наличие целей ко всем видам деятельности и их соответствие общим задачам и результатам