физинструктор.ру

физинструктор ДОО

КОНСУЛЬТАЦИИ

Физкультурные занятия в ДОО

Физкультурные занятия в детском саду — основная форма организованного систематического обучения двигательным умениям и навыкам дошкольников посредством физических упражнений

Цель и задачи физкультурных занятий в ДОО
— формировать двигательные умения и навыки
— развивать физические качества
— удовлетворять естественную потребность в движении
— обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма, через специально организованные оптимальные нагрузки
— дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них
— создать условия для разностороннего развития детей

Характерными чертами физкультурного занятия являются

— дидактическая направленность
— руководящая роль воспитателя
— строгая регламентация деятельности детей
— структурированность
— дозирование физической нагрузки
— постоянный состав занимающихся

Значение физкультурных занятий
Физкультурные занятия
— способствуют формированию правильных двигательных умений и навыков, двигательного опыта
— позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий
— позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации
— способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности
— развивают речь
— развивают у детей оценочные суждения
— несут оздоровительную направленность
— обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности
— позволяют дозировать физиологическую нагрузку постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма
— способствуют развитию психических процессов воли, дисциплинированности внимания
— формируют активность, сознательное отношение к проводимым упражнениям
— дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений.

Типы физкультурных занятий

— учебно-тренировочные
— на закрепление и совершенствование движений
— игровые
— сюжетные
— тематические
— контрольное
— интегрированное
— занятия-походы (элементарный туризм)
— с элементами фольклора, современных танцевальных движений, ритмической гимнастики ,у-шу, хатха-йоги

Структура физкультурного занятия

1.Вводная часть
— разучивание строевых упражнений
— освоение разных способов ходьбы и бега
— закрепление выполнения простых усвоенных движении (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах)
— использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие
— развитие быстроты реакции и активизация внимания детей
— развитие динамической ориентировки в пространстве
— вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку
— разминка стопы и предупреждение плоскостопия.
Завершается перестроением на выполнение комплекса ору
2. Основная часть
— формирование правильной осанки
— содействие подготовке организма ребенка к нагрузке, для этого с помощью определенных упражнений разогреваются различные части тела, что предупреждает травматизм и обеспечивает наилучший результат в выполнении движения
— применение подводящих упражнений для создания условий успешного овладения разучиваемых движений
— обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала
— воспитание физических и нравственно-волевых качеств
— совершенствование физиологических функций организма

3. Заключительная часть
— предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2—4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние.

Продолжительность физкультурных занятий в ДОО
в 1 младшей группе — 10 мин
во 2 младшей группе — 15 мин
в средней — 20
в старшей — 25 мин
в подготовительной — 30 мин

Подбор физических упражнений на занятии

Принципы подбора упражнений
— функциональный
— анатомический
— физиологический

Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и систем на занятиях обязательно должны быть упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, которые должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений, которые могут включаться в вводную часть или в комплекс общеразвиваюших упражнений.

Подводящие упражнения помогают овладеть техникой данного двигательного действия, когда ребенок невольно принимает нужное положение тела, выполняет движение нужным способом, так появляются те мышечные ощущения, которые соответствуют описанию, объяснению движений.

Подготовительные упражнения имеют своей целью общую подготовку, повышение функционального уровня органов и систем, развития физических качеств (силы, выносливости)

Способы организации детей на физкультурном занятии

— фронтальный
при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

— групповой
при этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.
Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.
Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыги-вание со скамейки и т.д.

— поточный
предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.
Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

— индивидуальный
дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

— посменный
нередко инструктор на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Контроль при выполнении движений

— подсказки педагога, указания, напоминания
— контроль осуществляемый другим ребенком
— самоконтроль

Сочетание умственной и двигательной активности

Необходимо различать умственную активность, которая связана с психической нагрузкой, и двигательную активность, которая обеспечивает физическую нагрузку.
Между физической и психической нагрузками возникает обратно пропорциональная зависимость: с увеличением физической нагрузки, как правило, уменьшается психическая, а когда увеличивается психическая нагрузка, то падает физическая

Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена временными показателями ко всей длительности занятия, данного в процентах.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

Расчет общей плотности занятия

Tn х 100
To , где Tn — время затраченное на выполнение упражнений
To — общее время занятия

Расчет моторной плотности занятия

Td х 100
To , где Td — чистое время выполнения упражнений
To — общее время занятия

  1. Олеся

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста. Сколько по времени проходят части занятий в средней, старшей, подготовительной группе?? ( имею ввиду водная, основная, заключительная)спасибо!

    • Наталья Сорокина

      2 младшая группа — длительность занятия 15 мин из них (все зависит от задач, например, если вы разучиваете новый комплекс овд или п.и значит на это понадобится больше времени) вводная часть 2-3 ору- 3-4, овд- 6-7 пи-2-3 закл-1

      средняя группа — длительность занятия 20 мин , вводная- 2-3, ору 4-5, овд- 7-9, пи 3-4, закл 1-2

      старшая группа — длительность занятия 25 мин, вводная 2-3, ору 6-7, овд 9-10, п.и 3-4, закл 2-3

      подготовительная группа — длительность 30 мин, вводная 2-3, ору 7-8, овд 12-15, пи 4, закл 2-3

  2. Наталья

    Наталья, здравствуйте. Благодарю Вас за прекрасный сайт. Так много материала. Я начинающий физ. инструктор. Не могли бы Вы мне помочь в таком вопросе. Мне нужно знать, сколько длится по времени основная часть занятия по группам, т.е. сколько времени затратить на ОРУ, ОВД и п/и. Заранее благодарю.

    • Наталья Сорокина

      2 младшая группа — длительность занятия 15 мин из них (все зависит от задач, например, если вы разучиваете новый комплекс овд или п.и значит на это понадобится больше времени) вводная часть 2-3 ору- 3-4, овд- 6-7 пи-2-3 закл-1

      средняя группа — длительность занятия 20 мин , вводная- 2-3, ору 4-5, овд- 7-9, пи 3-4, закл 1-2

      старшая группа — длительность занятия 25 мин, вводная 2-3, ору 6-7, овд 9-10, п.и 3-4, закл 2-3

      подготовительная группа — длительность 30 мин, вводная 2-3, ору 7-8, овд 12-15, пи 4, закл 2-3

Оставить комментарий