ПРОГРАММА
инструктора по физкультуре для реализации в условиях ДОО

Пояснительная записка

Неутешительная статистика ухудшения здоровья детей ставит перед дошкольными организациями задачу поиска новых форм физкультурно-оздоровительной работы, направленных на укрепление и сохранность здоровья воспитанников.
На физкультурных занятиях большое внимание уделяется формированию правильной осанки, совершенствованию координации движений, развитию активности, выносливости, гибкости.
Гимнастика с использованием мяча «Фитбол» («fit» — оздоровление, «ball» — мяч), открывает возможность в игровой форме формировать правильную осанку, укреплять мышечный корсет, развивать опорно-двигательный аппарат,


развивать координацию движений, развивать вестибулярный аппарат,
стимулировать функцию равновесия, адаптировать организм к нагрузкам,
улучшать кровообращение, улучшить обмен веществ, получить положительный эмоциональный настрой.
Внедрение фитбол — гимнастики довольно легко вписывается в образовательный процесс ДОО.
Основная форма работы – физкультурные занятия, спортивные развлечения.
В основе Фитбол-гимнастики лежат общеразвивающие упражнения.
Физкультурные занятия с фитболом проводятся в традиционной форме по частям: подготовительная, основная и заключительная.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Конспект занятия с фитболами в подготовительной группе

Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей, «змейкой» между мячами, бег вокруг мячей, друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине. Пружинистые покачивания обеспечивают выравнивание спины, возбуждают согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.

В основной части занятия используются и.п. — лежа животом на мяче, лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, координацию движений; укреплять неспецифические защитные силы организма.

Заключительная часть состоит из ходьбы вокруг мячей, упражнений в и.п. — сидя на мяче в сопровождении медленной музыки на релаксацию, восстановление дыхания.

Программа предусматривает:

1. Оздоровительное воздействие Фитбол-гимнастики на организм детей
2. Преемственность в решении задач с образовательной программой ДОО
3. Создание условий для Фитбол-гимнастики

Цель программы:
Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей.

Задачи программы:

1. Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей
  • профилактика нарушений осанки
  • повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды

2. Образовательные:

  • расширение двигательной сферы ребенка

3. Воспитательные:

  • воспитание интереса и потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями
  • становление основ здорового образа жизни

Материальное обеспечение:

  • физкультурный зал
  • фитболы для группы детей: понадобятся фитболы разного диаметра от 30 до 40 см. с «пупырышками», создающими массажный эффект и позволяющими ребенку удержаться на мяче, а также с рожками иди ручками, за которые дети будут держаться во время выполнения упражнений
  • ноутбук
    некоторые упражнения проводятся под музыкальное сопровождение, детям старшего возраста показывают видео с выполнением упражнений

Содержание программы

Знакомство с фитболом начинается со 2 младшей группы, детям в игровой форме дается представление о свойствах мяча, предлагается поиграть с мячом, ведется наблюдение, как дети реагируют на мяч, ведется показ упражнений «Захват», «Стульчик», «Догони мяч», предлагается детям выполнить некоторые упражнения при страховке инструктора по физкультуре. В средней группе дети выполняют «Пружинку», упражнения: «Покачаемся», «Веселые ножки», в старшем дошкольном возрасте фитболы используются в играх-эстафетах.

Продолжительность одного занятия в младшей группе 15 мин, в средней -20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной группе 30 мин.

Количество занятий: одно занятие в месяц в плане непосредственно образовательной деятельности на физкультуре + 1 спортивный досуг в год с использованием фитболов

Методика проведения.

Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.
При обучении физическим упражнениям на фитболе применяется

  • показ при знакомстве детей с новыми движениями (движение демонстрируется несколько раз)
  • имитация, прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости
  • словесные приемы, т.к. многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения, например: «Боксер», «Перекат», дети старшего возраста их могут выполнять без сопровождения показом
  • наглядные приемы с использованием пособий для уточнения построения в виде схемы, фотографии, видео-ролика
  • зрительные ориентиры, помогающие детям уточнить направления движения и разнообразить занятие
  • звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.
  • сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения
  • беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений на фитболе
  • индивидуальная помощь используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха

С целью закрепления двигательных навыков, упражнения на фитболе проводятся в игровой и соревновательной формах. В результате возникает особый физиологический и эмоциональный фон, усиливающий воздействие упражнений на организм, способствующий проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам: решительность, честность, благородство.

Перспективный план обучения упражнениям на фитболе

1 год обучения

Оборудование:

Фитболы по количеству детей
Ноутбук для воспроизведения музыкального сопровождения

Занятие №1 (сентябрь)

Задачи: Привлечь интерес детей к фитболу, дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Дополнительное оборудование:

Гимнастическая доска дл. 2,5 м, шир. 25 см.

Ход занятия:

В центре зала лежит фитбол, дети заходят в спортивный зал, строятся в круг, инструктор по физкультуре показывает на мяч:

У меня большой есть мячик
Этот мячик сам не скачет
Но зато могу на нем
Долго прыгать я верхом

Садится на мячик, качается на месте

Нравимся вам дети мячик? Давайте с ним поиграем.

Под музыкальное сопровождение Е.Железнова «Передай мячик».
дети передают мячик по кругу, затем мяч возвращается в центр.

Инструктор: Вы познакомились с мячиком, он называется фитбол, какой мячик?

Большой, круглый- разводит руки в стороны, очерчивая большой круг, дети повторяют;

У него внутри воздух, его можно накачать — наклоны вперед «Насос»;

Мягкий, резиновый, на нем можно покачаться — пружинка на месте, пуки за спиной;

Упругий, на нем можно попрыгать — прыжки на двух ногах на месте, руки на поясе.

У мяча есть рожки, за них удобно держаться, а еще можно представить, что это козлик с рожками и он с вами хочет поиграть.

Дети поворачиваются за инструктором по физкультуре, под композицию «Козлик» в исполнении детского фольклорного ансамбля «Добряшки»
выполняют движения:
ходьба в чередовании с подскоками
ходьба по гимнастической доске
прыжки через линию

Инструктор: Здорово повеселились, а теперь и потрудиться можно, обращает внимание детей на фитболы, которые лежат у одной стены спортзала. Помогите мне перекатить фитболы на другую сторону зала.

Проводится игра «Прокати фитбол»

Дети выбирают фитбол и катят его двумя руками по прямой.

Инструктор: Хвалит детей, предлагает погладить Фитбол, надавить на него руками. Хорошо поработали, надо отдохнуть. Ходьба за инструктором по залу, построение в круг.

Инструктор: Вам понравилось играть с фитболом? Что вы расскажите маме о большом мяче?

Ответы детей.

Занятие №2 (октябрь)

Задачи: Закрепить представления детей о форме и физических свойствах фитбола. Дать понятие, что с фитболом можно выполнять упражнения. Учить подходу к фитболу, принимать базовое положение для выполнения упражнений.

Фитболы лежат в два ряда по центру спортзала, раст. между мячами 60 см., между рядами 1,5 м.

Ход занятия

Дети заходят в зал друг за другом, строятся в шеренгу по ориентирам на одной стороне зала.

Инструктор:
У нас снова большие мячи, кто вспомнит, как они называются.

Ответы детей.
Если дети называют мяч, инструктор хвалит, если затрудняются — напоминает, что это Фитбол, мяч для тренировок. Давайте начнем тренировку с ходьбы, а потом поиграем с мячами.
Под музыкальное сопровождение «Спортивная ходьба» дети поворачиваются, идут за инструктором
Ходьба обычная, на носках, держа руки вверх, змейкой между фитболами, врассыпную между фитболами, построение у фитболов.
Ползание на четвереньках вокруг своих фитболов.
Упражнение с фитболом под музыкальное сопровождение «Подъемный кран»

«Приседания» (обучение) и.п: стоя лицом к мячу, руки свободно; на счет 1-2 присесть, положить обе руки на фитбол, колени развести в стороны, удержать спину прямо; на 3-4 встать, опираясь на мяч, руки свободно — повторить 3 раза, после чего по сигналу дети бегают врассыпную между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и повторяют упражнение еще 3 раза.

Подвижная игра «Кто дальше бросит фитбол»

Из положения стоя в шеренгу, дети двумя руками поднимают фитбол вверх, по команде «Бросили», бросают мяч вперед, смотрят, чей мяч улетел дальше, по команде «Взяли», берут мяч, возвращаются на место.

Дети берут мячи за рожки, держат их за спиной, выполняют ходьбу по залу друг за другом, относят мячи на место, строятся в круг.

Инструктор: Мы сегодня играли с фитболом в разные игры, какие игры вам понравились? Как называется мяч, мяч тяжелый или легкий? Что вы расскажите родителям о нашем занятии

Занятие №3 (ноябрь)

Задачи: Закрепить представления детей о форме и физических свойствах фитбола. Учить базовым положениям при выполнении упражнений с фитболом.

Фитболы лежат по одной стороне зала

Ход занятия.

Под музыкальное сопровождение «Спортивная ходьба» дети заходят в зал, выполняют различные виды ходьбы: обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба с высоким подниманием колена, по диагонали за инструктором. Берут фитболы, строятся в круг.
Упражнение «Передай мяч»: дети передают мяч друг другу по кругу в одну и другую сторону.
Выполняется под музыкальное сопровождение Е.Железнова «Передай мячик».

«Приседания» (закрепление) и.п: стоя лицом к мячу, руки свободно; на счет 1-2 присесть, положить обе руки на фитбол, колени развести в стороны, удержать спину прямо; на 3-4 встать, опираясь на мяч, руки свободно — повторить 3 раза, после чего по сигналу дети бегают врассыпную между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и выполняют упражнение
«Захват» (обучение) и.п. стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе; на счет 1-2 опуститься на пятки, фитбол руками прижать к коленям; на счет 3-4вернуться в и.п. — повторить 3-4 раза, встать на ноги, выполнить подскоки вокруг своего фитбола, повторить упражнение «Захват» 2 раза.

Подвижная игра

«Подъемный кран»
упражнение с фитболом под музыкальное сопровождение «Подъемный кран»

Дети относят фитболы на место, проводится дыхательная гимнастика «Насос»
(вдох носом, выдох ртом) «Подкачаем фитбол».

Инструктор: Кто расскажет, какой фитбол (большой, круглый, упругий, у него внутри воздух, резиновый). У кого из вас есть фитбол дома?, как вы с ним играете?

Занятие №4 (декабрь)

Задачи: Закреплять понятие, что с фитболом можно выполнять упражнения. Учить подходу к фитболу, принимать базовое положение для выполнения упражнений из исходного положения лежа на полу

Дополнительное оборудование:

Две гимнастические скамейки

Фитболы лежат в два ряда по центру спортзала, раст. между мячами 60 см., между рядами 1,5 м.

Ход занятия

Дети заходят в спортивный зал, строятся возле фитболов. Ходьба врассыпную между фитболами, бег врассыпную между фитболами, игровое упражнение, «Займи место» по сигналу инструктора дети быстро останавливаются возле фитбола — 2 раза

Встать возле фитбола, комплекс упражнений «Ты похлопай вместе с нами» под музыкальное сопровождение «Весёлая зарядка»

«Приседания» (повторение) и.п: стоя лицом к мячу, руки свободно; на счет 1-2 присесть, положить обе руки на фитбол, колени развести в стороны, удержать спину прямо; на 3-4 встать, опираясь на мяч, руки свободно — повторить 3-4 раза, после чего по сигналу дети бегают врассыпную между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и выполняют упражнение

«Захват» (закрепление) и.п. стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе; на счет 1-2 опуститься на пятки, фитбол руками прижать к коленям; на счет 3-4вернуться в и.п. — повторить 3-4 раза, после чего по сигналу дети бегают врассыпную между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и выполняют упражнение

«Горка» (обучение) и.п.: лежа на спине, на полу, руки свободно; на счет 1-2 прямые ноги положить на фитбол; на счет 3-4 опустить ноги на пол через стороны, повторить 3 раза в индивидуальном темпе.

Игровое упражнение «Прокати мяч» дети поточным способом прокатывают фитбол по гимнастической скамейке.
Прокатив мячи, дети оставляют их на одной стороне спортзала, строятся на другой стороне спортзала.

Подвижная игра «Кто быстрее до фитбола» — ползание на четвереньках

Инструктор хвалит детей, предлагает построится в круг, ходьба по кругу взявшись за руки.

Инструктор:

Берем мы круглый мячик,
Идем играть в футбол
Гоняя по площадке
Им забиваем гол
Еще у нас есть мячик
Колючий и большой
Играть с ним детям нравится
Фитбол он называется

Инструктор:
Вам нравится выполнять упражнения с фитболом, какие упражнения вам понравились больше? У вас все хорошо получается, вы молодцы.

Занятие №5 (январь)

Задачи: Продолжать обучать детей принимать базовое положение для выполнения упражнений из исходного положения лежа на полу, знакомить с новыми упражнениями

Оборудование:

Большой обруч

Фитболы лежат вдоль стен спортзала, раст. между ними 1 м.

Ход занятия.

Построение в круг, ходьба по кругу обычная, на носках, с высоким подниманием колена, бег обычный, на носках, построение в круг.
Инструктор:

Сегодня нас ждут веселые упражнения с большим мячом, как он называется?

Дети: Фитбол!

Упражнение «Передай мяч» под музыкальное сопровождение.

Игра «Займи место». Дети врассыпную бегают по залу, останавливаются возле
фитболов (лицом к фитболу, фитбол упирается в стену)

«Шаги» (обучение) и.п. лежа на полу на спине, поставить ноги на фитбол, делать маленькие шаги вверх, вниз по фитболу, выполнять в индивидуальном темпе

«Захват» (повторение) и.п. стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе; на счет 1-2 опуститься на пятки, фитбол руками прижать к коленям; на счет 3-4вернуться в и.п. — повторить 3-4 раза, после чего по сигналу дети бегают врассыпную между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и выполняют следующее упражнение

«Горка» (закрепление) и.п.: лежа на спине, на полу, руки свободно; на счет 1-2 прямые ноги положить на фитбол; на счет 3-4 опустить ноги на пол через стороны, повторить 3 раза в индивидуальном темпе.

«Покачали мяч» (обучение) и.п. лежа на спине, ноги на фитболе, руки вдоль туловища, в произвольной форме покачивать фитбол ногами вправо-влево

«Зажим» (обучение) и.п.: лежа на полу на спине, прямые ноги на фитболе, руки вдоль туловища; в медленном темпе опустить ноги на пол через стороны, зажать мяч ногами, попробовать его поднять ногами.

Дети берут мяч за рожки, строятся в круг.

Упражнение с фитболом под музыкальное сопровождение «Подъемный кран»

Подвижная игра «Попади в кольцо», дети поточным способом бросают мяч в большой обруч, вслед за мячом сами пролезают в обруч, догоняют мяч.

Дети берут мячи за рожки, держат их за спиной, выполняют ходьбу по залу друг за другом, относят мячи на место, строятся врассыпную.

Инструктор: Что вам понравилось на занятии, кто занимается с фитболом дома, чем вам нравятся игры с фитболом.

Занятие №6 (февраль)

Цель: Закреплять навыки выполнения упражнений с фитболом лежа на полу, Обучать принимать положение лежа на фитболе.

Фитболы лежат по кругу в центре спортзала. Дети заходят в спортивный зал, строятся по кругу. Ходьба с изменением заданий за инструктором по физкультуре, под композицию «Козлик» в исполнении детского фольклорного ансамбля «Добряшки».

Встать возле фитбола, Комплекс упражнений «Ты похлопай вместе с нами» под музыкальное сопровождение «Весёлая зарядка»

«Захват» и.п. стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе; на счет 1-2 опуститься на пятки, фитбол руками прижать к коленям; на счет 3-4вернуться в и.п. — повторить 3-4 раза, после чего по сигналу дети бегают врассыпную между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам.

Следующие три упражнения объединяются в одно

«Горка» (закрепление) и.п.: лежа на спине, на полу, руки свободно; на счет 1-2 прямые ноги положить на фитбол; на счет 3-4 опустить ноги на пол через стороны, повторить 3 раза в индивидуальном темпе.
«Покачали мяч» (обучение) и.п. лежа на спине, ноги на фитболе, руки вдоль туловища, в произвольной форме покачивать фитбол ногами вправо-влево
«Зажим» (обучение) и.п.: лежа на полу на спине, прямые ноги на фитболе, руки вдоль туловища; в медленном темпе опустить ноги на пол через стороны, зажать мяч ногами, попробовать его поднять ногами.

Инструктор хвалит детей, рассказывает, что на фитболе можно полежать, хотите попробовать? Никуда не торопитесь, с мяча можно упасть, посмотрите, как это сделаю я. Показывает.
Предлагает смельчакам попробовать самостоятельно, с остальными работает индивидуально, важно, чтобы дети не испугались.
Упражнение выполняется в индивидуальном темпе, в хорошем настроении, инструктор подбадривает детей.
Дети ложатся на мяч, через некоторое время поднимаются и еще раз ложатся, те, кто уверенно держится на мяче могут покачиваться.

Подвижная игра

«Мяч ногой!» — проталкивание мяча тыльной стороной ступни в указанное место.

Дети берут мячи за рожки, держат их за спиной, выполняют ходьбу по залу друг за другом, относят мячи на место, строятся врассыпную.

Инструктор: Понравилось вам лежать на спине, легко ли удержаться на фитболе лежа, на фитболе можно лежать и покачиваться. О чем вы расскажите родителям вечером? Как называется мяч для упражнений?

Занятие №7 (март)

Цель: Закреплять умение принимать положение лежа на фитболе. Учить выполнять покачивания в положении лежа на фитболе на животе.

Ход занятия

Фитболы лежат в два ряда по центру спортзала, раст. между мячами 60 см., между рядами 1,5 м.

Дети заходят в зал друг за другом, строятся возле Фитболов.

Инструктор:
У нас снова большие мячи, кто вспомнит, как они называются.
Ходьба врассыпную между мячами, соблюдая условие не сдвигать мячи с места.
Ходьба выполняется под музыкальное сопровождение «Спортивная ходьба»

Дети останавливаются у фитболов, выполняют упражнение «Подъемный кран»
под музыкальное сопровождение.

«Полежали» лечь на фитбол животом, удержаться, в индивидуальном темпе.
«Покачались» лежа на фитболе выполнять покачивание в упоре на ноги, руками удерживать равновесие

Взять фитболы, построиться в шеренгу, игра «Кто дальше» прокатывать фитбол руками с места вперед 2 раза.

Дети берут мячи за рожки, держат их за спиной, выполняют ходьбу по залу друг за другом, относят мячи на место, строятся в шеренгу.

Инструктор предлагает детям поделиться впечатлением о новом упражнении.

Занятие №8 (апрель)

Цель: Закреплять умение принимать положение лежа на фитболе, выполнять покачивания в положении лежа на фитболе на животе. Учить садиться на фитбол у стены.

Фитболы лежат вдоль стен спортзала, раст. между ними 1 м.

Ход занятия

Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному обычная, на носках, с высоким подниманием колен, с переходом на бег, бег обычный, на носках. Построение в круг.

Комплекс упражнений «Ты похлопай вместе с нами» под музыкальное сопровождение «Весёлая зарядка»
Бег врассыпную, построение возле фитболов (у стены)

«Стульчик» (обучение) детям предлагается попробовать сесть на фитбол у твердой опоры, стопы прижаты к полу, стоят параллельно друг другу)
Каждому ребенку оказывается индивидуальная помощь. Упражнение выполняется не спеша, тем, кто уверенно сидит на фитболе можно покачаться.

Детям предлагается взять фитбол, отойти от стены, выполнить упражнение лежа на фитболе «Полежали», «Покачались»

Игровое упражнение с фитболом под музыкальное сопровождение «Подъемный кран»

Инструктор:

Мячик сделан из резины.
Если на него нажать
Он взлетает, как пружина,
С ним нам весело играть

Подвижная игра «Бросай, догоняй» дети бросают мяч вперед, догоняют его и снова бросают

Мячики оставить на полу. Ходьба между фитболами. Игра малой подвижности «Найди свой фитбол и отнеси его на место»

Инструктор хвалит детей, чему мы сегодня научились, трудно сидеть на фитболе, что вы расскажите дома о нашем занятии?

Занятие №9 (май)

Цель: диагностика результативности

Критерии оценки

Высокий уровень
Уверенно подходит к фитболу, самостоятельно сохраняет равновесие лежа на фитболе, действует согласно указаниям инструктора.

Средний уровень
Уверенно подходит к фитболу, с помощью инструктора ложится на фитбол, старается удержать равновесие, действует по указанию инструктора в общем темпе.

Низкий уровень
К фитболу подходит не уверенно, упражнения выполняет с напряжением даже при страховке инструктора, равновесие на фитболе не сохраняет, нуждается в дополнительной индивидуальной работе.