физинструктор.ру

физинструктор ДОО

Диагностика

Диагностика физического развития дошкольника

Мониторинг физического развития детей, для чего инструктором по физкультуре проводится диагностика физического развития дошкольника

!Эту информацию и таблицу «Возрастно-половые показатели двигательных качеств детей 3-7 лет (нормативы)» можно скачать одним файлом

Для чего нужна диагностика физического развития дошкольника

Для определения индивидуальных способностей детей, оценки начального уровня физического развития, с целью оптимизировать нагрузки при формировании двигательных навыков, инструктор по физкультуре, при участии медицинских работников, два раза в год проводит диагностику, или, как теперь принято называть, мониторинг физического развития дошкольников.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ

Как оформить мониторинг физического развития в ДОО

Мониторинг физического развития дошкольников позволяет инструктору по физкультуре:

  • определить уровень физического развития детей на начало и конец года
  • выявить динамику изменения уровня физического развития
  • оценить технику владения основными движениями
  • спланировать индивидуальную работу по формированию физических качеств
  • скорректировать план физкультурно-оздоровительных мероприятий
  • определить упущения в работе по физическому воспитанию

Дать характеристику физического состояния организма в процессе физического воспитания можно проследив динамику физического развития, физической активности и физической подготовленности ребенка.
Инструктор по физкультуре оценивает физическую подготовленность детей (уровень сформированных психофизических качеств).
Перед проведением мониторинга инструктору по физкультуре необходимо знать
группу здоровья ребенка (определяет врач по результатам обследования), чтобы выявить детей, нуждающихся в индивидуальном подходе, иди детей, освобожденных от тестирования; общую оценку физического развития детей и функционального состояния (сведения предоставляет медицинская сестра): многие тесты основаны на показателях длины и массы тела, например, для детей 1-3 лет мера длины прыжка составляет в норме 0,6-0,8 длины тела, к четырем годам норма 1,0 , скоростной индекс в норме по отношению к длине тела ребенка составляет 1,4-1,7 единиц, метание в норме по отношению к росту составляет 3-5 единиц, вес 1/100 веса ребенка.
Оценка физической подготовленности
Инструктор по физкультуре оценивая физическую подготовленность определяет качественные (усвоение детьми техники выполнения движений в соответствии с возрастом) и
количественные (гибкость, выносливость, быстрота) показатели.
В Программе «От рождения до школы» для каждой возрастной группы определены количественные показатели, таких психофизических качеств, как быстрота (бег на 10, 20, 30 м.); скоростно-силовых качеств (прыжки в длину с места, с разбега, прыжки в высоту с места, с разбега, метание набивного мешочка на дальность, бросание набивного мяча); выносливость (бег на 90, 120, 150, 300 м.); ловкости (челночный бег); статистического равновесия и координационных способностей.
Диагностика физической подготовленности проводится на учетно-контрольных занятиях и может быть организована как в спортивном зале, так и на спортивной площадке ДОО. Для проведения диагностики необходимо иметь беговую дорожку, яму для прыжков в длину с разбега, разметку для прыжков в длину с места и метания, стойки и шест для прыжков в высоту.
При проведении диагностики ведется протокол обследования, где фиксируются количественные показатели (указываются цифрами) и качественные показатели (указываются цветом). Уровень сформированности двигательных качеств определяется, как высокий, средний, ниже среднего. Цифровые показатели после сопоставления со средними количественными показателями развития психофизических качеств для каждого возраста детей и цветовые показатели (красный- высокий уровень навыка, синий- средний уровень,выполняется большинство элементов техники, зеленый- уровень ниже среднего, ставится при наличии многих ошибок) позволяют оценить уровень физической подготовленности детей, а сопоставление результатов на начало и конец года наглядно показывает динамику физической подготовленности детей.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Тесты для определения выносливости
Тесты на определение волевых качеств

Организация, методика и качественные показатели обследования физической подготовленности дошкольников

!Эту информацию и таблицу «Возрастно-половые показатели двигательных качеств детей 3-7 лет (нормативы)» можно скачать одним файлом

Быстрота

Бег на дистанцию 10-20-30 м.

Оборудование:
Беговая дорожка с разметкой, секундомер, флажок, два ориентира (конусы, кегли, флажки)

Место проведения:
Спортивная площадка ДОО
Обследование проводится на прямой (ширина- 1,5-2 м., длина -40 м.) хорошо утрамбованной или асфальтированной дорожке с видимой разметкой: поперечная полоса линии старта, боковые линии финиша 10, 20, 30 м. ля предупреждения снижения скорости за линией финиша на расстоянии 5 м. ставится ориентир. Во время обследования солнце не должно светить в глаза ребенку.

Методика обследования
С целью предупреждения травматизма перед обследованием инструктор проводит разминку для разогрева мышц стопы, голени, бедра. Детям дается указание бежать как можно быстрее.
На старте с детьми остается воспитатель, который дает отмашку флажком, дети по двое бегут с высокого старта, инструктор фиксирует время на финише. Всего дается 3 попытки после короткого отдыха. В протокол записывается лучший вариант и оценка качественных показателей бега.

Качественные показатели бега:
От 3до 4 лет

  • Туловище прямое
  • Выраженный момент полета
  • Свободное движение рук
  • Соблюдение направления бега

От 4 до 5 лет

  • Небольшой наклон туловища, голова удерживается прямо
  • Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаются, затем вперед-внутрь
  • Быстрый вынос бедра маховой ноги (угол 40-50)
  • Ритмичность бега

От 5 до 7 лет

  • Небольшой наклон туловища, голова удерживается прямо
  • Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаются, затем вперед-внутрь
  • Быстрый вынос бедра маховой ноги (угол 60-70)
  • Ритмичность, прямолинейность бега

Спортивно-силовые качества

Прыжки в длину с места.

Оборудование:
Прыжковая яма или спортивный мат, сантиметровая лента, яркий ориентир.
Место проведения:
Спортивная площадка или спортивный зал ДОО
На спортивной площадке заранее готовится прыжковая яма с рыхлым песком, твердая опора для прыжка, в зале используется спортивный мат.

Методика обследования
С целью предупреждения травматизма перед обследованием инструктор проводит разминку для разогрева мышц стопы, голени, бедра. Детям дается указание встать около черты и прыгнуть как можно дальше, до ориентира.
Инструктор фиксирует длину прыжка сантиметровой лентой. Всего дается 3 попытки. В протокол записывается лучший вариант и оценка качественных показателей прыжка.

Качественные показатели прыжков в длину с места:
От 3до 4 лет

  • Исходное положение: ноги слегка расставлены, небольшое приседание перед прыжком
  • Толчок: одновременно двумя ногами
  • Полет: ноги слегка согнуты, руки-свободно
  • Приземление: одновременно на две ноги, мягко

От 4 до 5 лет

  • Исходное положение: ноги стоят параллельно, на ширине ступни; полуприсяд, с наклоном туловища; руки отодвинуты назад
  • Толчок: одновременно двумя ногами; мах руками вверх-вперед
  • Полет: мах руками вперед-вверх; туловище и ноги выпрямлены
  • Приземление: одновременно на две ноги, с пятки на носок, мягко; руки свободно

От 5 до 7 лет

  • Исходное положение: ноги стоят параллельно, на ширине ступни; полуприсяд, с наклоном туловища; руки отодвинуты назад
  • Толчок: одновременно двумя ногами; выпрямление ног; мах руками вверх-вперед
  • Полет: мах руками вперед-вверх; туловище согнуто, голова вперед; вынос полусогнутых ног вперед
  • Приземление: одновременно на две ноги, вынесенные вперед, с пятки на носок,на всю ступню; колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; руки свободно; равновесие при приземлении сохранено

Прыжок в высоту с места
Место проведения:
Физкультурный зал ДОО
Методика обследования:
На полу крепится обойма с измерительной лентой, конец ленты крепится к поясу ребенка. Ребенка мотивируют прыгнуть как можно выше, например, достать игрушку, подвешенную над головой. Во время прыжка, лента вытягивается из обоймы. Оцениваются только количественные показатели.

Бросок набивного мяча весом 1 кг.

Необходимое оборудование:
Удобная площадка с разметкой минимальная длина 10 м.,3 мяча весом 1 кг. каждый
Место проведения
В спортивном зале или на физкультурной площадке выполняется разметка с шагом 50 см.
Методика обследования:
Бросок производится двумя способами:

  • Из исходного положения стоя, бросок из-за головы. От контролной линии, ноги врозь, набивной мяч отведен за голову, бросок осуществляется двумя руками из-за головы
  • Из положения сидя спиной к линии разметки. Спина прямая, ноги разведены в стороны, мяч удерживается двумя руками перед собой. Бросок выполняется двумя руками за голову (назад)

ребенок по очереди берет 3 мяча и выполняет броски. Учитывается лучший каличественный результат.

Метание мешочка с песком

Необходимое оборудование:
Прямая размеенная площадка, з набивных мешочка весом 200гр., рулетка.

Место проведения:
Спортплощадка, или удобная прямая дорожка с разметкой 15-20 м. с шагом 50 см.,шириной
3 м.
Методика обследования:
Ребенок стоит у линии, от которой начинается разметка, рука с мешочком за головой. 3 броска осуществляются каждой рукой, в протоколе фиксируется лучший результат.

Качественные показатели метания:

От 3до 4 лет

  • Исходное положение: стоя, лицо направлено в сторону броска, ноги слегка расставлены, бросковая рука согнута в локте
  • Замах: небольшой поворот вправо (бросок осуществляется правой рукой) или влево (бросок осуществляется левой рукой)
  • Бросок: сильный

От 4до 5 лет

  • Исходное положение: стоя, лицо направлено в сторону броска, ноги на ширине плеч, мешочек удерживается на уровне груди
  • Замах: поворот вправо (бросок осуществляется правой рукой), правая нога сгибается, одновременно рука идет вниз-назад, выполняется поворот в направлении броска, рука движется вверх-вперед
  • Бросок: резким движением руки вдаль-вверх, мешочек летит сохраняя заданное направление

От 5до 7 лет

  • Исходное положение: стоя, лицо направлено в сторону броска, ноги на ширине плеч, левая впереди, правая- на носок, мешочек удерживается на уровне груди
  • Замах: поворот вправо (бросок осуществляется правой рукой), правая нога сгибается, на нее переносится вес тела, одновременно правая рука разгибается, размашисто отводится вниз-в сторону, вес тела переносится на левую ногу, выполняется поворот груди в направлении броска, правый локоть поднимается вверх вверх
  • Бросок: продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с мешочком резким движением выпрямить, сильным движением кисти бросить мешочек вдаль-вверх, мешочек летит сохраняя заданное направление

Организация и методика обследования гибкости

Необходимое оборудование:
Гимнастическая скамейка высотой 20-25 см.; линейка, закрепленная вертикально на переднем крае скамьи с нулевой отметкой на уровне пальцев ног, с запасом вверх и вниз; небольшая яркая игрушка
Место проведения
Спортивный зал
Методика обследования
Инструктор проводит разминку для разогрева мышц, после чего, предлагает ребенку встать на гимнастическую скамейку и не сгибая колени наклониться как можно ниже, попробовать дотянуться до игрушки, лежащей на полу. Воспитатель страхует ребенка за колени снизу, инструктор измеряет величину наклона. В протоколе фиксируются количественные показатели гибкости в сантиметрах: ребенок наклонился за нулевую отметку, результат ставится со знаком «+» , не дотянулся до нулевой отметки — со знаком «-».

Организация и методика обследования выносливости

Бег на дистанции 90,120,150 м. ( в зависимости от возраста)
Необходимое оборудование
Размеченная дорожка, секундомер, флажок
Место провеления
Спортплощадка ДОО. Дистанция должна быть завершенной: старт и финиш в одном месте

  • 5 лет- 90 м.
  • 6 лет- 120 м.
  • 7 лет-150 м.

Методика обследования
С целью предупреждения травматизма инструктор проводит разминку для разогрева мышц стопы, голени, бедра. Бег выполняют одновременно двое детей в размеренном темпе, выполняется одна попытка. Результат в измеряется в секундах, вносится в протокол. Оцениваются только количественные показатели.

Подводя итоги диагностики, важно не просто установить уровень сформированных психофизических качеств (высокий, средний, низкий), но выявить темп прироста психофизических качеств у каждого ребенка, который можно определить по формуле В. Усакова.

W= 100( V2-V1)
½ (V1+V2) , где

  • W — прирост показателей (%)
  • V1- исходный уровень
  • V2- конечный уровень

Оценка темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

Неудовлетворительно

  • до 8%
  • прирост за счет естественного роста

Удовлетворительно

  • 8-10%
  • прирост за счет естественного роста и роста естественной двигательной активности

Хорошо

  • 10-15%
  • прирост за счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

Отлично

  • свыше 15%
  • за счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений
  1. Оксана

    Здравствуйте, у вас нет диагностики средств и методов физ. воспитания

    • Наталья Сорокина

      Здравствуйте, только то, что вы прочитали.

  2. Анастасия

    Здравствуйте, подскажите мне нужна диагностика индивидуального развития по физ. раз. с 3 до 7 лет. Работаю по программе от рождения до школы…

    • Наталья Сорокина

      Как раз в этой публикации все и написано

  3. Дана

    Здр! Это чья методика и использования литература?

  4. Татьяна

    Добрый вечер.подскажите пожалуйста,как учитывать группы здоровья и физкультурные группы при мониторинге,берем ли мы детей с 3 группой подготовительной на мониторинг?может есть какой — нибудь регламент на что можно было бы опереться?

  5. Анастасия

    Спасибо!

  6. Антон

    Хороший, полный материал

  7. Виктория

    Хороший материал, спасибо!

  8. Антон

    Спасибо, все очень полезно и применимо.

  9. маргарита

    Очень интересный сайт! Большое спасибо! Скажите, какой литературой и методичками Вы пользуетесь ? Спасибо.

  10. Светлана

    Большое спасибо за материал!

  11. Анастасия

    Методика проведения диагностики понятна. А какие-то нормативы есть?

    • Наталья Сорокина

      Таблица с нормативами добавлена в «скачивание»

  12. Ольга

    Отличный сайт! Рекомендую коллегам ))

  13. Антон Изм

    Отличный сайт инструктора по физкультуре, очень много полезного!!!

  14. Измайлов Антон

    Хороший полный материал, спасибо!!!

  15. Натали

    Когда описываете методику, необходимо давать ссылки на источники. Формула Усакова не является его авторской. Это формула Броуди.
    И сколько можно делить детей на уровни — они все разные!

    • Римма

      Браво! Когда наконец дадут спокойно заниматься с детьми, а не писать бумажки и не заниматься бесполезной работой в виде диагностики.

  16. Олег

    Хороший материал по диагностике

  17. Антон

    Очень понятно, спасибо!

  18. Настя

    Спасибо, нашла то, что искала!

  19. Антон

    Отличный сайт!

Оставить комментарий