Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы детского сада по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик» с применением игровых ситуаций и учетом гендерных различий.

Цель: в игровой форме закрепить понимание детей о том, что мальчики и девочки одного возраста имеют разные физические возможности.

Задачи: закреплять полученные на физкультурных занятиях навыки выполнения основных движений: равновесие, прыжки, метание; развивать силу, выносливость у мальчиков, гибкость, ловкость у девочек.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию

Инструктор:
Сегодня на занятие приглашены гости из сказки «Золотой ключик», вы знаете эту сказку? Мы ждем одну девочку с голубыми волосами и любопытного деревянного мальчика. Как зовут этих героев сказки?
Ответы детей.
Инструктор: Да, мы ждем Буратино и Мальвину, но что-то они задерживаются.
Звонит телефон.
Инструктор: включает громкую связь.
Мальвина: Алло, здравствуйте, занятие уже началось?
Инструктор: Ребята готовы, мы ждем вас.
Мальвину прерывает Буратино
Буратино: Тут такое, тут такое! Кот Базилио и лиса Алиаса обманом у меня забрали золотой ключик, а у Мальвины спрятали ее красивый бант.
Мальвина: Эти вещи всегда должны находиться при нас, без них мы не сможем покинуть сказку, чтобы придти к вам в гости.
Буратино: Если ребята смогут найти золотой ключик и бант, мы обязательно встретимся.
Инструктор: Давайте поможем Буратино и Мальвине
Дети соглашаются.
Мальвина: Хитрые и коварные Базилио и Алиса, наверно, спрятали наши вещи в сказочной стране, где ребят поджидают трудности и сложные испытания.
Буратино: Да! Там темные леса, глубокие реки и топкие болота.
Мальвина: Не стоит пугать детей. Я знаю, что мальчики очень сильные и смелые, а девочки гибкие и ловкие, они обязательно нам помогут.
Инструктор обращается к детям: Поможем?
Дети: Да!
Инструктор: Тогда, не тратя время даром, мы с ребятами отправимся в путь. (выключает телефон)


За дело взявшись весело и смело
Героям сказки мы помочь сумеем
Так поспешим скорое в путь
Чтоб вещи ценные для них вернуть

I. Вводная часть

Инструктор: Смелые мальчики встанут в пары с девочками, чтобы помогать им в пути.
Дети перестраиваются
Инструктор: подравняйтесь, подтянитесь (проверка осанки), путь далек и труден. Шагом марш!

За волшебным ключиком дружно мы идем
И конечно же Мальвине синий бант ее найдем.

Проводится разминка под музыкальное сопровождение:

  • Ходьба в парах обычная (за руки не держаться, идти плечо к влечу)
    Раз, два, не зевай, от друзей не отставай, быть здоровыми всегда помогает нам ходьба.
  • Ходьба на носках, прямые руки подняты вверх
    Высоко мы тянем руки, дело есть и нету скуки
  • Ходьба на пятках, руки держать за спиной
    За спину убрали руки, и шагать на пятках будем
  • Ходьба с высоким подниманием колена, руки держать на поясе
    Ноги выше поднимаем, все друг другу помогаем.
  • Бег в заданном темпе
    Бегать нужно, каждый знает:
    Бег здоровью помогает.
    За осанкой все следим,
    Ровно дышим, не спешим.
    Методические указания: четко выполнять команды, следить за осанкой
  • Упражнение на восстановление дыхания после бега
    Вы старались, не ленились
    Получили ценный дар
    Мы дыхание восстановим
    Упражнением «Сдутый шар»
    Выполнять вдох через нос не поднимая плечи, живот становится круглым, слегка задержать дыхание, выполнить продолжительный выдох ртом, произнося звук «Ш».

Включается фонограмма со звуками кваканья лягушек
Инструктор:
Мы по тропке дружно шли, только кажется мне что-то, что попали мы в болото.
Обращает внимание детей на зеленые гимнастические коврики (на одних лежат гантели, на других султанчики- кольца с лентами)
Я вижу кувшинки, на них предметы для разминки, как вы думаете, для кого приготовлены гантели, а для кого султанчики? (анализ ответов)
Инструктор:
Чтобы и дальше все шло гладко, нам стоит здесь сделать зарядку, силу мальчикам придадут гантели, а девочки станут пластичнее, выполнив упражнения с султанчиками.
Проводится комплекс общеразвивающих упражнений с соответствующими предметами
1. Исходное положение: основная стойка, предметы в руках, руки опущены вниз «Представление», выполнять — 1прямые руки поднять через стороны вверх, 2- вернуться в исходное положение, повторить — 8 раз.
2. Исходное положение: то же «Грация и сила», выполнять- руки вперед, вверх, в стороны, вниз, повторить — 8 раз.
3. Исходное положение: то же «Красота движений», выполнять 1-руки согнуты в локтях, направлены к плечам, развести руки в стороны, 2- вернуться в исходное положение — повторить 8 раз.
4. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки подняты вверх «Прямые ноги», выполнять- 1 наклон вперед с перекрестным махом рук внизу, 2- в и., повторить — 8 раз.
5. Исходное положение: стоя, пятки вместе, носки врозь, руки с предметами опущены вниз «Окошечки», выполнять- 1 присесть, вынести прямые руки в стороны, 2-в и.п., повторить — 8 раз
6. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки с предметами опущены вниз «Сила и легкость», выполнять 1- прыжок, ноги врозь, руки развести в стороны, 2 -прыжок, ноги вместе, руки опустить вниз, повторить — 8 раз.

II. Основная часть

Выполнение основных движений
Включается фонограмма со звуками журчащей воды
Инструктор:
Слышите, впереди протекает река, чтобы попасть в сказочную страну, нам придется идти по мостикам. Девочки пойдут по одному мостику, а мальчики по другому, будьте внимательны, у мальчиков на мосту лежат камни, их надо перешагивать, а в конце моста яма, поэтому вам придется выполнить прыжок через яму. У девочек мостик узенький, идти надо очень аккуратно на носочках, а как пройдете, дайте сигнал ленточками.
1.
— Мальчики: ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мешочки «камешки», в конце выполнить прыжок в указанное место.
— Девочки: ходьба по гимнастической скамейке на носках с поднятыми вверх руками, в конце выполнить прыжок со скамейки с одновременным крестообразным махом руками над головой.
Дозировка- 1 раз
Инструктор: Молодцы, ребята, справились с заданием, пора двигаться дальше.
Включается фонограмма со звуками леса.
Инструктор: как вы думаете, где мы оказались
Дети: В лесу
Инструктор: (обращает внимание детей на мячи в общей корзине) Посмотрите, похоже здесь ежик и белочка оставили свои запасы: ягоды и яблоки (мячи диаметром 25 и 15 см), давайте поможем им разобрать заготовки по корзинам. Девочки будут помогать белочке (так как ягоды легче), а мальчики ежику (так как яблоки тяжелее)
2.
-Метание мячей в корзину, раст 2 м.
Дети строятся в две колонны (мальчики-девочки), берут по одному мячу, подходят к ориентиру, выполняют бросок, встают в конец колонны, берут второй мяч, выполняют бросок.
Дозировка- 2 раза
Инструктор: посмотрите, ребята, мы убрали грибы и ягоды, а белочка и ежик оставили нам послание (на дне корзины), где искать золотой ключик и бант
Если дальше мы пойдем, прямо к пруду подойдем, там большая черепаха укажет место, где Алиса и Базилио спрятали вещи Буратино и Мальвины.
Чтобы добраться до черепахи придется прыгать с кочки на кочку, будьте осторожны, не торопитесь, ждите своей очереди.
3.
— Прыжки из обруча в обруч, расстояние между обручами 50 см., выполнять поточным способом 2 серии по 5 прыжков.
Дозировка 1 раз
Закончив упражнение дети строятся в круг возле черепахи.

Включается фонограмма с записью речи черепахи Тортиллы.
Инструктор: девочки займутся поиском банта, а мальчики встанут вокруг цветного бассейна (сухого бассейна), наклонившись вперед, попробуют найти золотой ключик.
-мальчики находят золотой ключик, девочки находят бант.
Инструктор: давайте положим эти вещи в волшебную коробочку, произнесем волшебные слова и вещи окажутся у Буратино и Мальвины, тогда они смогут прийти к нам в гости и поиграть с нами.
Вещи кладут в коробку с двойным дном, инструктор крутит коробку, вместе с детьми произносит:
Раз, два, три, четыре, пять
Пусть чудо нам поможет
Вещи в сказку передать
До пяти считаем, коробку открываем.
Хором считают до пяти, открывают коробку, коробка пустая.
Инструктор: Посмотрите, ребята, бант и золотой ключик отправлены в сказку, я думаю, скоро у нас появятся Буратино и Мальвина.
Под музыкальное сопровождение «Буратино» в спортивный зал заходят герои сказки (подготовленные дети подготовительной группы в костюмах)
Мальвина: спасибо, ребята, что помогли вернуть наши вещи.
Буратино: Мальчики такие смелые, девочки такие ловкие, давайте поиграем в одну очень интересную игру.
Подвижная игра
«Ловишки с обручем»
Правила игры: Мальвина и Буратино — водящие, у них в руках обручи. Дети бегают врассыпную, водящие стараются обручем их поймать, пойманные дети садятся в обручи, расположенные вдоль стен зала по-турецки (мальчики в синие обручи, девочки — в красные)

III. Заключительная часть

Релаксация

Мальвина: вот мы вас всех и поймали, сядьте правильно, выпрямите спины, положите руки на колени, сейчас вы будете выполнять упражнения.
Буратино: я тоже хочу выполнять упражнения.
Мальвина: присоединяйся к мальчикам.
Все мальчики сейчас будут выполнять упражнения носом, как Буратино, а девочки — кистями рук. Нарисуйте цветочек, бабочку, тучку, дождик.
Мальвина: Какие молодцы, каждый из вас заслужил угощение.
Мальвина угощает детей конфетами.
Буратино: жаль, что нам нельзя надолго покидать сказку, ведь если кто-то возьмется ее читать, а нас в сказке не окажется, начнется путаница.
Мальвина и Буратино: До свидания, ребята!
Дети прощаются с Мальвиной и Буратино.

Рефлексия

Инструктор:

  • Ребята, как вы думаете, нам удалось выполнить все задания?
  • Какое задание было самым трудным?
  • Что помогло вам выполнить сложные задания?
  • Что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей