Спортивный досуг в средней группе на основе произведения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» по плану недели экологического воспитания
Цель:
На примере литературного героя учит детей заботится о животных. Воспитывать желание помогать беззащитным. Создавать атмосферу дружбы, доставить детям удовольствие от возможности общаться друг с другом в совместных подвижных играх.
Ход мероприятия:
Дети заходят в спортивный зал, садятся на скамейки, поставленные углом (как лодка)


Инструктор:
Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает?

Дети:
Весной!

Инструктор:
Ребята, весной, когда начинает таять снег, бывает, что реки выходят из берегов и затапливают прилегающие поля и леса, от этого часто страдают звери. У Н.А.Некрасова есть стихотворение про дедушку Мазая, который спасал в половодье зайцев. Дедушка отправился на лодке за дровами в соседний лес, и вот, что он увидел:

Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!

Дедушка Мазай спас много зайцев. Он очень добрый человек. Люди должны помогать тем, кто попал в беду.

Проводится п/и «Спасаем зайцев»
Выбирается 2 спасателя, остальные- зайцы. Спасателям определяется часть лодки (одна из скамеек), Зайцы встают за чертой , находящейся на расстоянии 5-6 м. от лодки. Каждый спасатель, побегает к зайцам, берет одного и отводит (бегом) в свою лодку. Кто больше спасет зайцев.

Спасенные зайцы и спасатели встают в круг

Инструктор:

  • Зайки,зайчики, покажите ушки! (поднимают руки вверх)
  • Зайки,зайчики, покажите ножки! (топают ногами)
  • Зайки,зайчики, попрыгайте (дети прыгают на месте)
  • Зайки,зайчики, побегайте! (дети бегут по кругу)
  • Зайки,зайчики, поблагодарите спасателей! (наклоняются вперед)

Инструктор:
Всех мы зайчиков спасли теперь их надо покормить.

Проводится игра «Кто быстрее»
Все дети стоят за линией на одной стороне зала,на противоположной стороне, на расстоянии 6 м. раскладываются зеленые шарики — капуста. Дети по сигналу, одновременно начинают прыгать на двух ногах к шарикам. Кто первый- тот выиграл.

Инструктор:
Но и на суше зайцев подстерегает опасность. На них охотятся дикие животные и люди. Только хороший слух и длинные, сильные ноги помогают зайцам спасаться.

Проводится игра «Охотники и зайцы»
Дети делятся на две группы: охотники-зайцы. Зайцы скачут на полянке, охотники с ружьями-2 мягких пластмассовых шарика, прячутся в кустах- стоят за веревкой, по сигналу инструктора охотники стреляют-бросают шарики, стараясь попасть в зайцев. Игра проводится 2 раза-дети меняются местами.

Инструктор:
Охотники ушли, но это вовсе не значит, что опасность миновала.

Проводится игра «Волк и зайцы»
Из игроков выбирается волк, остальные дети-зайцы. На одной стороне зала за чертой дом зайцев, где они в безопасности, волк располагается на другой стороне зала.

Дети-зайцы:
Скачут зайцы скок, скок, скок
На зелененький лужок
(прыгают на двух ногах с продвижением вперед)
Травку щиплют, кушают
(приседают, имитируют поведение зайцев)
Осторожно слушают:
Не идет ли волк?
(поднимают руки вверх, показывают ушки)
С последними словами волк догоняет зайцев, игра повторяется 3 раза с заменой волки.

Инструктор:
Видите, ребята, как нелегко живется зайцам в лесу, да и другим диким животным не просто мы не должны причинять зло обитателям леса и всегда оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.
Детям дается возможность высказаться, какую помощь они могут оказать диким животным. Чем они могут помочь другим.