Участники: Дети подготовительной группы, инструктор по физкультуре, воспитатели, родители.
Срок реализации 2 недели
Физкультурный досуг с элементами скандинавской ходьбы «Вместе весело шагать»
Цель проекта: заинтересовать детей подготовительной группы заниматься скандинавской ходьбой.
Задачи проекта:
— формировать у детей представление о здоровье как о важной составляющей человеческого благополучия и о здоровом образе жизни как о способе сохранения и укрепления здоровья
— получить информацию о скандинавской ходьбе
— определить, нравится ли детям подготовительной группы заниматься скандинавской ходьбой
— выяснить, какую пользу для здоровья приносит скандинавская ходьба
Скачать проект +конспект


Гипотеза проекта: предположим, что дошкольников можно заинтересовать скандинавской ходьбой так, чтобы они и в дальнейшем могли применить здоровьесберегающие умения и навыки.
1 этап: Заинтересовать дошкольников, чтобы им захотелось узнать, что такое скандинавская ходьба.
Сбор информации о скандинавской ходьбе (в книгах, интернете, беседах со сверстниками, родителями, спортивными тренерами, спортсменами, людьми, которые уже занимаются скандинавской ходьбой, другие источники).
Вопрос: Что такое скандинавская ходьба, польза скандинавской ходьбы для человека.
Итог 1 этапа — Скандинавская(нордическая, северная) ходьба – вид любительского спорта. Скандинавская ходьба была придумана для лыжников, чтобы поддерживать активную форму спортсменов лыжников в летний период. Проработка мышц при движении на лыжах и ходьбе с палками оказалась одинаковой. Выглядит это так: человек идет пешком, опираясь на специальные палки, немного похожие на лыжные. Сегодня скандинавская ходьба – самостоятельное спортивное направление для людей любого возраста и уровня активности.
Скандинавской ходьбой можно заниматься в любое время года.
Скандинавской ходьбой можно заниматься в любом возрасте.
Скандинавская ходьба укрепляет мышцы спины и плечевого пояса, чем выигрывает, например, у бега – он не задействует верхнюю половину тела. Вместе с развитием мышц верхней части тела увеличивается и объем легких – более чем на 30 % в сравнении с обычной прогулкой.
Задействует 90 % мышц тела, прогулочный шаг – только 70 %.
Ходьба с палками не оказывает ударной нагрузки в отличие от бега, безопасна для суставов.
Улучшает осанку, баланс и координацию движений.
Укрепляет опорно-двигательный аппарат.
Продукт исследования:
Создание презентации «Скандинавская ходьба».

Презентация из 13 слайдов выглядит так:

Презентацию можно скачать здесь

2 этап: заинтересовать дошкольников, чтобы им захотелось заниматься скандинавской ходьбой.
Вопрос: сможем ли мы заниматься скандинавской ходьбой?
Выбор палок для ходьбы (Приложение1)
Метод трех шагов:
Шаг 1. Начать идти не обращая внимание на руки. Палки волочатся сзади по земле.
Шаг 2. Добавить естественные движения руками, как при обычной, интенсивной ходьбе.
Шаг 3. Добавить работу палками, начав отталкиваться ими от земли.
Техника скандинавской ходьбы (Приложение 2)
Техника безопасности при скандинавской ходьбе (Приложение3)
Создание маршрутов для ходьбы
Итог 2 этапа — все дети могут заниматься скандинавской ходьбой
Продукт исследования:
Памятка «Правила скандинавской ходьбы»

Памятку можно скачать в формате ПДФ


Выглядит так:

3 этап: Выяснить, что необходимо делать, чтобы скандинавская ходьба стала одним из видов активного отдыха дошкольников.
Круглый стол
Участники: дети подготовительной группы, инструктор по физкультуре, воспитатели, родители.
Тема: Как мы занимались скандинавской ходьбой.
Дети делятся своими впечатлениями о том, как выполняли скандинавскую ходьбу в выходные дни, кто поддержал детей. Как в семье приняли скандинавскую ходьбу. Понравилось ли детям заниматься скандинавской ходьбой.
Итог 3 этапа: Скандинавская ходьба может быть активным отдыхом для всей семьи
Продукт исследования:
Создание фотовыставки «Нордики»
Итог проекта

Физкультурное развлечение с элементами скандинавской ходьбы «Вместе весело шагать»
(!будет в файле)
Оборудование: по две лыжные палки для каждого, стойки для лыжных палок (или заранее оговоренное место, куда будут убираться палки на время игр), конусы для организации соревнований, 4 кольца (можно от большой пирамидки)
Оформление зала- слегка стилизован под парк (с учетом сезона)
Дети под музыку заходят в спортивный зал, в руках у них лыжные палки. Выполняют проход с перестроением в 2 колонны (размыкаются на безопасное расстояние для работы с палками).
Инструктор:
Не игра и не забава
И совсем не похвальба
Всем сегодня нам по нраву
Скандинавская ходьба!
Сегодня мы завершаем наш проект «Скандинавская ходьба», я уверена, что в зале нет такого человека, кто не смог бы ответить на вопрос для чего занимаются скандинавской ходьбой. А самое главное, мы знаем, как с пользой для здоровья провести свободное время.
Инструктор:
Для чего же нам, ребята
Скандинавская ходьба?
1 ребенок
Заниматься всем полезно
Скандинавскою ходьбой.
Укрепляет ноги, руки
И осанку нам с тобой.

2 ребенок
Чтобы все были здоровы
Есть у нас один секрет:
Ходим с палками в походы —
Лучше стал иммунитет!

Инструктор:
Мы заранее составили маршрут похода, но сначала сделаем небольшую разминку.
Комплекс упражнений с палками
(кончик палки не должен скользить по полу)
1 И.п. стоя, ноги слегка расставлены, палки в обеих руках держать за середину параллельно полу — вращение в лучезапястном суставе (палка перпендикулярно полу). повторить 8 раз.
2 И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях, прижаты к груди, палки в обеих руках держать за середину перпендикулярно полу — вынести руки вперед, согнуть в локтях, прижать к себе, развести руки в стороны, свести руки, вернуться в и.п. Повторить 6 раз.
3 И.п. стоя, ноги на ширине плеч, палки в обеих руках перед собой — повернуться влево, упор на 2 палки, выполнить двойной наклон, вернуться в и.п., повторить вправо. По 6 раз в каждую сторону.
4 И.п. стоя, ноги на ширине плеч, палки в обеих руках перед собой — вынести палки вперед, упор на 2 палки выполнить двойной наклон вперед , вернуться в и.п. Повторить 6 раз.
5 И.п. стоя, ноги слегка расставлены, палки в обеих руках перед собой— палки вперед, упор на 2 палки, выпады вперед на левую ногу, вернуться в и.п., то же на правую ногу. По 6 раз в каждую сторону.
6 И.п. стоя, ноги слегка расставлены, палки в обеих руках поставить перед собой — поочередные махи левой и правой ногой назад. Повторить 6 раз каждой ногой.
7 И.п. стоя, ноги слегка расставлены, палки в обеих руках поставить сбоку — приседание с упором на палки. Выполнить 6 раз.
8 И.п. стоя, ноги слегка расставлены, палки в обеих руках держать за середину параллельно полу — прыжки на месте на двух ногах, махи пуками вперед-назад. Выполнить 10 прыжков

Инструктор: И в конце все примем правильную позу для скандинавской ходьбы.
Ноги — чуточку согнем,
Рука с палкой – под углом.
В быстром ритме все пойдем
Только шагом, не бегом.

Игра- упражнение «Замри»
Правая рука с палкой уходит вперед, левая нога назад, корпус чуть наклонен вперед, опора на палку, которая впереди, спина ровная, руки расслаблены, чуть согнуты, выходят вперед не более чем на 45 градусов, левая рука назад палка удерживается с помощью петли.
После того, как дети примут правильную позу, они замирают на несколько секунд по команде «Замри!». По команде «Отомри!» дети делают шаг вперед, меняя положение рук и ног, команда «Замри!».

Инструктор: Наш сегодняшний маршрут на карте (показывает карту зала с обозначенным маршрутом). Все запомнили, тогда в путь!
Дети идут по указанному маршруту.
Инструктор:
Подберем по росту палки!
Непогода нипочем!
По проторенной дорожке
Друг за другом мы пойдем.

Дружно в ближний парк шагаем
Дышим ровно, глубоко
Скандинавскою ходьбою
Заниматься нам легко!
Пройдя маршрут дети останавливаются.
Инструктор: чтобы наш поход был интересней, давайте сделаем привал и поиграем.
Дети соглашаются.
Игра- упражнение «Не урони палку»
Дети строятся в 2 круга, в центре каждого стойка для палок, куда дети оставляют одну палку (можно просто положить палки в центре круга)
Дети в кругу размыкаются на шаг друг от друга и ставят палку на пол, слегка придерживая ее, надо отпустить палку и всем одновременно переместиться по кругу в одну сторону, чтобы занять место впереди стоящего игрока и удержать его палку.
Отмечается команда у которой ни разу не упала палка.
Инструктор:
У нас новый маршрут (показывает карту)
Возьмите свои палки, продолжим нашу скандинавскую ходьбу. Дети встают друг за другом, идут по новой схеме.
Инструктор:
Тренируем мышцы тела.
Дышим воздухом в мороз
По душе такое дело
Безусловно всем пришлось!
Инструктор обращает внимание детей на правильное дыхание во время скандинавской ходьбы.
Дыхательная гимнастика
Вдох производится носом, выдох ртом. Классическая схема — вдох на первом и втором шаге, выдох — на третьем и четвертом.
Инструктор:
Мы шагаем, мы шагаем
И шаги свои считаем
Раз, два, раз, два!
Скандинавская ходьба!
Вот и еще один привал. Давайте посоревнуемся. Дети оставляют лыжные палки в стойках, делятся на две команды. (если детей много лучше разделить на большее количество команд)
Игра- соревнование «Кто быстрее»
У первого игрока лыжные палки, он проходит до ориентира обходя змейкой конусы, возвращается к команде, передает лыжные палки следующему игроку. Во время прохода надо соблюдать правила скандинавской ходьбы. Выигрывает команда, первая завершившая соревнование. Проводится 2 раза
Игра- соревнование «Верни кольцо»
У первого игрока одна палка и одно кольцо (можно от большой пирамидки), палку надо поставить в центр кольца и пройти до ориентира и обратно ведя кольцо по полу, не потеряв его. Выигрывает команда, первая завершившая соревнование. Проводится 2 раза. Второй раз можно дать детям 2 палки и 2 кольца, будет выполнить сложнее.
Инструктор:
Здорово отдохнули, пора возвращаться в детский сад. Дети «возвращаются» в детский сад проходя предыдущий маршрут наоборот.
Дети берут свои палки, строятся друг за другом.

Скандинавская ходьба
Для здоровья всем важна
Палки в руки возьмем
По дорожке пойдем
Топ, топ ножки
Шагают по дорожке.
Дорожка кривая –
Ни конца, ни края.
Мы идем, идем, идем
И ничуть не устаем.
Инструктор:
Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилась вам скандинавская ходьба и наши игры? А что больше всего понравилось?
Ответы детей.
Инструктор:
У меня для вас, ребята,
Есть один совет простой:
Чтоб здоровье сохранить,
Можно с палками ходить.
Осенью, зимой и летом
Даже раннею весной
Занимайтесь непременно
Скандинавскою ходьбой!

Приложение1
Выбор палок
При подборе палок для скандинавской ходьбы необходимо рассчитать их длину (необходимо собственный рост умножить на коэффициент 0.68, а полученный результат округлить до ближайшей цифры, кратной числу 5.). Далее необходимо проверить выбранную длину: для этого взять палку для скандинавской ходьбы в руку и поставить наконечник на носок ноги. Локоть держащей палку руки должен согнуться под прямым углом
Приложение2
Техника скандинавской ходьбы
Макушку тянем вверх, спину держим ровно,стараемся не напрягать шею и плечи.

Рукой, которая впереди, энергично отталкиваемся- как на лыжах. Амплитуда движения должна быть от плеча.

Палку ставим под углом 45 градусов к земле.

Сзади рука разгибается (локоть не должен оставаться согнутым!)
и расслабляется, как бы отлетает за линию тела.
Пальцы разжимаются. Не бойтесь, палка никуда не улетит- ее держит «перчатка».

Ногу, которая впереди, ставим на пятку, по ходу движения перекатываемся на носок.

Отталкиваемся носочком ноги, которая сзади.

Ступни держим параллельно друг другу, носок не отклоняется в сторону.

Вдох производится носом, выдох ртом. Классическая схема — вдох на первом и втором шаге, выдох — на третьем и четвертом

Приложение3
Техника безопасности при скандинавской ходьбе
Перед тренировкой желательно разогреть тело сделав разминку подготовив суставы и мышцы в работе. Это позволит дольше не уставать и минимизирует риск случайной травмы.
Во время ходьбы при переносе палок следует соблюдать правила безопасности для предотвращения травмирования окружающих. Палки переносятся в согнутой руке впереди себя строго вертикально острием вниз. Запрещено держать палки горизонтально, под мышкой, на плече.
При передвижении следует соблюдать технику ходьбы, соблюдать осторожность, смотреть под ноги, обращать внимание на опасные участки, наличие препятствий, перепадов по высоте, следует придерживаться пешеходных дорожек.
Если вы почувствовали ухудшение самочувствия, а также при поломке оборудования и других непредвиденных ситуациях, затрудняющих движение, необходимо сообщить о произошедшем инструктору (сопровождающему взрослому).