План- программа инструктора по физкультуре «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Программа разработана с учетом взаимодействия воспитателей и специалистов ДОО
В файле таблицы перспективного планирования, календарного планирования и отдельно расписаны все занятия с детьми в области физическое развитие.(60 листов формата А4)
таблицы выглядят так:


Сочетать радость движения с духовным обогащением детей

Народное творчество в различных формах физкультурно-оздоровительной работы – прекрасная возможность донести детям национальный колорит обычаев и самовыражение того или иного народа.
Ставя годовой задачей приобщение детей к истокам русской народной культуры, коллектив детского сада обогащает детей знаниями о фольклоре, формирует эмоциональные чувства причастности детей к наследию прошлого, создает среду, позволяющую как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Приложение к рабочей программе инструктора по физкультуре детского сада

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры в ДОО»

Содержание:
Подвижные игры
36 подвижных игр с использованием фольклора для детей от 3 до 7 лет
Считалки
10 считалок на основе фольклора
Физкультурные досуги
23 спортивных досуга с использованием фольклора для детей от 3 до 7 лет

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Народные игры для дошкольников

1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Задачи: Знакомить детей с подвижными играми, приобщать детей к истокам народной культуры ,формировать желание познавать народную культуру через подвижные игры. Разучивать заклички , развивать у детей умение в условно игровой форме перевоплощаться в конкретный образ. Закреплять двигательные навыки, учить соблюдать правила игры.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Сентябрь

“По ровненькой дорожке”

Дети свободно идут по площадке, воспитатель в определенном темпе говорит слова:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
Раз ,два ,раз, два,
По камешкам, по камешкам и в ямку – бух .
Дети выполняют ходьбу, прыжки. С последними словами приседают на корточки. Вылезли из ямки- говорит воспитатель, дети поднимаются .Игра повторяется. Для конца игры ведущий в медленном темпе произносит :
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки
Вот наш дом — там мы живем.

Октябрь

“Пастух и стадо”

Из игроков выбирается волк ,остальные- овцы, воспитатель –пастух. Дом волка в лесу, у овец два дома на противоположных сторонах площадки. Дети ползут на коленях, произносят слова:
Пастушок, пастушок
Заиграй во рожок.
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле
Погулять на воле.
По сигналу пастуха ВОЛК все овцы ползут в любой дом. Волк ловит овец, пастух их защищает.

Ноябрь

«Кони»

Дети изображают коней. Ведущий: Гоп-гоп-гоп! Ты скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро, скоро
Через реки, через горы.
Все в галоп , в галоп
Гоп-гоп-гоп!
Дети подпрыгивают, продвигаясь вперед. По сигналу ДОМОЙ — спокойно возвращаются на место.
Декабрь

“Перепелочка”

Дети встают в круг, изображают движения по тексту:
Ой, у перепелочки да голова болит (держатся за голову)
Тут была ,тут была перепелочка (берутся за руки,
Тут была, тут была сизокрылая. идут по кругу)
Ой, у перепелочки да колени болят (трогают колени)
Ой, у перепелочки крылья не болят. (машут руками в стороны)
Ведущий: Птички поднялись и полетели? (дети разбегаются, изображая птичек)

Январь

“Дети и петух”

Один из игроков изображает петуха. Петух ходит по площадке и кукарекает. Дети
Петушок, петушок ,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что так рано встаешь-
Детям спать не даешь?
По окончании слов петух начинает ловить детей. Кого он поймает, тот становится петушком.
Февраль

“Топ-топ”

(из Коми — пермятского фольклора)
Играющие парами встают друг за другом (стоящий впереди отводит руки назад и подает их стоящему сзади).
Топ-топ на конях,
Скрип- скрип, на сенях дети двигаются высоко поднимая колени
Едем к бабушке
На оладушки.

Будет, будет наш пирог,
Блин с подмазочкой 5-6 поворачиваются лицом друг к другу,7-8 кружатся влево
Будет , будет вечерок
С доброй сказочкой.
При повторе дети меняются местами.
Март

“Ветер”

Ведущий-ветер, все остальные-зайцы. Зайцы садятся в круг. В стороне разложены обручи.
Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки, зайцы поднимаются и прыгают вперед к обручам
И помчался скок да скок теплый маленький клубок.
Вот запрыгал он с разгона по проталинкам зеленым.
Он вокруг березок кружит, перепрыгивая лужи . дети прыгают из обруча в обруч
Ветер, ветер ! Догоняй-ка! Не догнать лихого зайку! дети разбегаются по залу, ветер их догоняет ,ловит
Апрель.

“Скачет зайка”

Дети встают в круг ,считалкой выбирается зайчик ,он встает в середину круга. Дети взявшись за руки идут по кругу, говорят :
Скачет зайчик быстроногий,
Скачет зайчик по дороге .
Раз , два ,три ,четыре ,пять-
Как его поймать , как его поймать?
Вот свернул с дороги зайка,
Поднял уши , догоняй-ка!
Эй, не зевайте ,зайку догоняйте!
С последними словами дети догоняют зайку.
Май

“Одуванчик”

Все игроки — одуванчики. Ведущий — воспитатель. Дети под музыку бегают по площадке, по окончании музыки все садятся на стульчики (приседают).
Воспитатель:
По краешку полянки,
На травяном диванчике,
Веселою гурьбою
Расселись одуванчики.
Тут и солнышко взошло,
Покатилось мячиком.
Ищет, ищет солнышко,
Где же одуванчики.
Воспитатель идет искать одуванчики, которые прячутся, закрыв лицо руками. Если кто-то лицо не закрыл, воспитатель говорит:
Желтый одуванчик, я тебя найду.
Желтый одуванчик спрятался в траву.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

.
Сентябрь

“Пастух и стадо”

(основное движение-ползание) Выбирается: пастух, волк. Остальные -овцы.
Овцы: Пастушок, пастушок ,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выводит овец на луг. По сигналу ВОЛК овцы спешат в дом. Пастух защищает овец от волка. Все, кого поймал волк выходят из игры.

Октябрь

“У медведя во бору”

(основное движение-бег, ловля)
Выбирается медведь, остальные — дети, которые идут в лес за грибами и ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Когда играющие произносят последние слова, медведь, до сих пор спящий, начинает потягиваться ,а затем бежит за играющими.Пойманный становится медведем.

Ноябрь

“Лошадки”

(основное движение: бег, координация)
В парах: один — лошадка, другой- возница.(для игры выдаются вожжи — поясок) Поехали , поехали
С орехами, с орехами.
К дедке по репку
По сладеньку, по горбатеньку.
По окончании текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателем гоп-гоп-гоп , до тех пор, пока воспитатель скажет: Тпру -у. При повторе дети меняются местами.
Декабрь

“Волк”

Выбирается волк, остальные- овцы. Овцы просят волка: Разреши нам волк погулять в твоем лесу!
Волк:” Гуляйте , гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем”
Овцы сначала просто гуляют, а потом забывают о своем обещание, щиплют траву и поют:
Щиплем, щиплем травку,
Зеленую муравку,
Бабушке на рукавички,
Дедушке на кафтанчик.
Серому волку
Грязи на лопату!
Волк бежит и ловит овец. Пойманный становится волком.

Январь

“Сидит, сидит зайка»

(основные движения: бег, прыжки)
Выбирается зайка, остальные — охотники.
Зайка сидит у стенки на корточках ,охотники располагаются у противоположной стены.
Сидит, сидит зайка
Сидит зайка серый
Под кустом, под кустом.
Охотники едут,
Едут, скачут в поле
Во пустом, во пустом.
Вы охотники скачите, говорит один зайка
На мой хвостик не глядите.
Я не ваш ,я ушел!
Зайка убегает, а охотники ловят его сцепленными руками.

Февраль

“Из-за леса, из-за гор…”

Дети изображают лошадок.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках,
Гоп, гоп, гоп !
Воспитатель шагает как бы натягивая вожжи, высоко поднимая колени, так шагает лошадка дедушки Егора .Дети свободной группой следуют за ним, На слова гоп-гоп все скачут галопом . По слову Тпру- у все останавливаются.

Март

“Пчелки и ласточка”

Выбирается ласточка, остальные — пчелы. Пчелы летают по полянке и поют:
Пчелки летают.
Медок собирают!
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум !
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании она говорит:
Ласточка встанет, пчелок поймает!
Затем вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный игрок становится ласточкой.

Апрель

“Зайцы и волк”

(основные движения : бег, прыжки) Выбирается волк, остальные — зайцы. На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (раскладывают обручи). Зайцы сидят в своих домиках,
Волк — на противоположной стороне площадки.
Зайцы скачут скок, скок , скок
На зелененький лужок.
Травку щиплют , кушают ,
Осторожно слушают:
Не идет ли волк.
Зайцы выполняют движения по тексту . С последними словами волк бежит за зайцами, пойманных зайцев волк уводит к себе в домик.
Май

“Кот и мыши”

(основное движение-бег)
Выбирается кот, остальные — мыши. Кот стоит напротив детей.
Дети: Кот ,кот , на чем стоишь?
Кот: На квашне!
Дети: Что в квашне?
Кот: Квас!
Дети: Лови мышей, а не нас!
После этих слов участники игры разбегаются, а кот их ловит.

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

“Гуси-лебеди”

(основные движения: бег, ловля)
Выбирается волк, хозяйка , остальные- гуси. На одной стороне площадки дом гусей, на другой живет волк. Гуси уходят из дома далеко, через некоторое время хозяйка зовет гусей:
-Гуси, гуси ! -Га-га-га!
-Есть хотите? -Да, да, да!
-Гуси-лебеди, домой !
-Серый волк под горой!
-Что он там делает?
-Рябчиков щиплет.
-Ну, бегите же домой! Гуси бегут в дом ,волк пытается их поймать.

Октябрь

“Кот и мыши”

(основные движения: бег, ловля)
Группа делится пополам на котов и мышей. Играющие встают парами лицом друг к другу. В одном ряду стоят коты, в другом мыши.
Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих.Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд, продолжает вторая пара.

Ноябрь

“Перелизы”

Играющие берутся за руки , образуя круг, один остается в середине. Все приговаривают:
У дедушки Трифона семеро детей,
Семеро детей и все сыновья.
Они не пьют, не едят.
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его повторить.

Декабрь

“Горелки”

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов водящий- горелка. Играющие произносят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой по доле, гляди на поле,
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо: звезды горят,
Журавли кричат: Гу , гу , убегу .
Раз-два, не воронь, беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если ему удается, он встает впереди всей колонны с пойманным , а другой горит.

Январь

“Заря”

(основное движение: бег с ускорением)
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из игроков — заря ,ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица.
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые ,
Кольца обвитые- за водой пошла!
С последними словами водящий кладет ленту на плечо одного из играющих, который быстро берет ее, и они бегут в разные стороны по кругу. Кто
останется без места становится зарей.

Февраль

“Юрта”

(Башкирская народная игра)
В игре участвует 4 подгруппы детей.4 стула,4 платка. Взявшись за руки ,все идут четырьмя кругами и поют:
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Затем дети разбегаются под музыку или звон бубна по залу. Как только музыка закончится ,все бегут к своим стульям и поднимают вверх платки, образуя юрту. Выигрывает группа детей, сделавшая это быстрее других

Март

“Скок перескок“

(Татарская народная игра). Основное движении — прыжки .
На земле кружки по количеству играющих, водящий стоит в центре и говорит: перескок . Дети быстро меняются местами, перепрыгивая в другой кружок. Если ведущий успевает запрыгнуть в какой-нибудь кружок, то следующую игру ведет тот, кто остался без места.
Апрель

“Хлопушки”

(Татарская народная игра) Основное движение: бег на скорость.
На противоположной стороне площадки начерчены линии-2 города. Все дети выстраиваются у одного из городов в шеренгу. Левая рука на поясе, правая вытянута вперед ладонью вверх. Водящий ходит вдоль шеренги и говорит : Хлоп да хлоп,
Сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко касается любого игрока , и они бегут в другой город. Кто прибегает первым остается в городе, а второй-вода.
Май

“Займи место”

(Татарская народная игра) Основное движение : бег, ловля .
Выбирается водящий. Дети встают в круг, ведут хоровод. Водящий идет за кругом, говорит :
Как сорока стрекочу. Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу. Тебя хлопну по плечу — беги!
Сказав слова водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили бежит в разные стороны с водящим наперегонки стараясь занять свободное место.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Сентябрь

“Золотые ворота”

Дети строятся в 2 шеренги по 4 человека на противоположных сторонах площадки.
Ай, люли, ай люли дети качают сцепленными руками вперед-назад
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше, поднимают руки вверх и не разъединяя идут на встречу друг- другу 4 шага
Получилась красота!
Получились не простые продолжая ходьбу, образуют круг
Золотые ворота.
Возле норки крота движутся по кругу ,не опуская рук
Встала горка крута
Проходите, кто хотите останавливаются, держа руки вверх
В золотые ворота!
Остальные участники взявшись за руки бегут цепочкой между детьми. Затем, по сигналу ХЛОП! Ворота закрываются. Кто остался внутри становятся вместе с детьми, образующими ворота.
Октябрь

“Солнышко”

Играющие образуют круг, в центре круга солнышко, в руках у него 4 обруча.
Солнышко, солнышко ,
Погуляй у речки. все идут по кругу, солнышко раскладывает колечки ближе к играющим
Солнышко, солнышко ,

Раскидай колечки.

Мы колечки соберем, дети стоящие рядом с обручем берут его и образуют круг (всего 4)
Золоченые возьмем.
Поиграем, покатаем
И назад тебе вернем. На последнюю строку кладут обручи на пол
По сигналу воспитателя все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда бежит к своему обручу. Выигрывают те, кто сделает это быстрее.

Ноябрь

«Липкие пеньки»

Выбирается 3-5 липких пенька, они распределяются по площадке и садятся на корточки (или стоят на месте).Все дети бегают вокруг них. Пеньки не двигаются с места, они могут только дотягиваться до детей. До кого они дотронулись ,тоже становятся липкими пеньками.

Декабрь

“Зайцы в огороде”

Из игроков выбирается один сторож, все остальные-зайцы. Площадка делится на сторожку-центр круга, огород-маленький круг вокруг сторожки и лес-остальное пространство. По сигналу зайцы запрыгивают в огород, сторож из сторожки старается поймать их. Игра продолжается пока 4-5 зайцев не попались. Затем водящий меняется, игра продолжается.
Январь

“Совушка”

Из игроков выбирается сова. Остальные изображают разных насекомых ,птиц . Сова сидит на дереве. Ведущий произносит слова:
Совушка — сова ,
Большая голова,
На суку сидит,
Да как полетит!
С последними словами насекомые и птицы замирают ,сова спускается с дерева, летает , выбирает тех, кто шевелится. Пролетев круг сова возвращается на дерево. Пойманные пропускают одну игру.
Февраль .

“Невод”

Ограниченная площадка для игры — море .Из игроков выбирается 2 ведущих- рыбаки (или невод).Рыбаки стоят за чертой моря, рыбки в море. Рыбаки выходят на лов. Ловят рыбку, сцепив руки. Кого поймали, становятся неводом, рыбаки всегда остаются крайними. Игра продолжается, пока всех не поймают.

Март

“Шишки, желуди, орехи”

Выбирается один водящий, остальные делятся поровну на шишки, желуди и орехи. Дети строятся группами вокруг водящего(3 круга: в первом шишки, за ними ,за спиной, желуди ,а за теми- орехи ). Водящий выкрикивает: ОРЕХИ , или ШИШКИ, или ЖЕЛУДИ ! Все названные игроки начинают меняться местами между собой. Водящий стремится занять любое свободное место. Если ему это удается, то водящим становится игрок, чье место занято.
Апрель

“ Еще вейся плетень”

Дети стоят взявшись за руки(цепочкой).Один игрок остается в стороне и вступает в игру только в конце.
Еще вейся плетень, первый в центре бежит по кругу, забираясь внутрь его, закручивая цепочку в спираль
Завивайся плетень,
Завертись кружком,
Будто камешком с последними словами все останавливаются
По дорожке Катя шла , стоящий в стороне игрок подходит к наружному концу спирали, берет крайнего ребенка
Клубок ниточек нашла. за руку и бежит по кругу, разматывая спираль, цепочка образует круг
Клубок маленький,
Нитки аленьки.
Клубок катится,
Нитка тянется. Катя входит в середину круга, говоря последние слова подходит к любому ребенку, размыкает руки
Клубок далее, далее , далее
Я за ниточку взяла,
Откусила, порвала .

Май

“Гроза”

(Башкирская народная игра)
Дети строятся в круг, каждый в своем обруче. С началом текста выходят из обручей и ходят по кругу.
Поднял гром тарарам
Покатился по полям
По лесам, по холмам
Да по синим облакам
Дети побежали врассыпную
Теплым дождиком звеня
Докатился до меня
Дождь, дождь!
Надо нам разбежаться по домам!
Пока дети бегают ,ведущий убирает 2-3 обруча. С последними словами дети бегут и занимают свободные обручи. Не успевшие ,выбывают из игры.

2. СЧИТАЛКИ

Задачи: Приобщать детей к истокам народной культуры, развивать интерес к народному творчеству. Быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил игры.
Перечисленные считалки использовать в разных возрастных группах при выборе игроков и водящих.
1)
Катился горох по блюду
Ты води, а я не буду.
2)
Я куплю себе дуду
И по городу пойду,
Громче дудочка дуди:
Мы играем, ты води.
3)
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи- тебе водить.
4)
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько гвоздей,
Говори поскорей. (ребенок называет ,последний водит)
5)
Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый!
Что там делал?
Лыки драл!
Куда клал?
Под колоду!
Кто украл?
Родион!
Выйди вон!
6)
Нечетное количество игроков.
Катилась торба с высокого горба
В этой торбе хлеб, соль, пшеница,
С кем хочешь поделиться?
(на кого выпадает последнее слово , выбирает одного и они вместе отходят, считаются до последнего)
7)
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Где проскачет он-
Выходи из круга вон! (считают до последнего, последний – водящий)
8)
Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот и вон пойдет!

9)
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому и водить!
10)
Зайчик, трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Капусту нашел,
Морковку нашел,
Сидит, грызет.
Хозяин идет!

3. СПОРТИВНЫЕ ДОСУГИ

Задачи: Знакомить с русскими народными традициями, воспитывать уважение к своей культуре, дать возможность применить двигательные навыки и умения приобретенные на занятиях по физкультуре. 23 занятия для детей от 3 до 7 лет

ЗАЙЧАТА

Воспитатель: ребята, представьте себе, что мы находимся в лесу, бродим среди деревьев.(дети произвольно ходят по залу) А сейчас мы по узенькой дорожке выйдем на лужайку (дети становятся друг за другом, каждый ребенок кладет руки на плечи стоящему впереди, идут подражая движению змейки).
Воспитатель: В самом центре полянки растет дерево. Отгадайте, какое ? Зимой и летом одним цветом! Дети: Елка!
Воспитатель: Ой, кто это под елочкой сидит, догадайтесь: Комок пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку! Дети: Заяц!
Воспитатель: Ну, конечно же, это зайчик. Смотрите, как он дрожит, наверно нас боится. Не бойся, заинька! Ребята, что бы заинька нас не боялся, давайте тоже в зайчат превратимся. Влево, вправо повернись, и в зайчаток превратись! дети надевают шапочки с длинными ушками.
Ведущий : Наши зайки веселились, их головки закружились. дети наклоняют головы влево, вправо
Прыг – скок, прыг – скок , оторвался каблучок. дети прыгают на месте
Чтоб ботинки починить , надо гвоздики прибить дети наклоняются вперед
Тук, тук, тук, тук ! Приколотим – ка каблук поднимаются на носки, выставляют по очереди ноги вперед
Ох, устали наши ножки, мы похлопаем в ладошки, дети хлопают в ладоши
Надо ручкам отдыхать, их скорей положим спать . дети раскачивают руки влево, вправо
Ведущий : А я зайчик – попрыгайчик, дайте мне мой барабанчик!
Ударяет в барабан, дети прыгают то быстрей, то медленней, в зависимости от громкости ударов.
Ведущий: Влево, вправо повернись, и в ребяток превратись! дети поворачиваются, снимают маски- шапочки

ВОЛШЕБНЫЙ БУБЕН

До начала занятия спрятать бубен.
Воспитатель: У меня есть один шалунишка, он спрятался и не хочет с нами играть. Давайте его найдем! Проводится игра “ Холодно – горячо”.
Когда бубен найден, проводится игра “ Кому бубен передать”. Вот наш Вова (Саша…) идет, в руках бубен несет.
Кому дать, кому дать, кому бубен передать?
Воспитатель: Бубен наш не простой, а волшебный, сейчас он превратит нас в уточек. Проводится русская народная игра “ Утица”.
Водящий стоит в стороне с палкой в руке ,остальные (утки) становятся в ряд. Водящий подходит к ряду и начинает по порядку перегонять каждую из стоящих в ряду уток с одного края на другой, приговаривая : Догони селезень утку, догони ,молодой ,утку.
Поди, утушка , домой, у тебя семеро детей .
Восьмой- селезень, девятая утка.
Десятая – гуська . С последними словами детки разбегаются.
Воспитатель: А теперь преврати-ка нас бубен в маленьких пчелок и цветочки. Играющие делятся на пчелок и цветочки, воспитатель- ласточка. Цветочки сидят на корточках, птички летают и напевают: Пчелки летают, медок собирают. Зум, зум, зум! Зум, зум, зум !

Ласточка слушает их песенку. По окончании ласточка говорит: Ласточка встанет ,пчелок поймает ! ласточка ловит пчелок
Воспитатель ударяет в бубен, говорит: Топ, топ, топотушки, пляшут зайки на опушке!
Вот мы и стали зайчиками. Проводится игра “ Заинька”. Играющие становятся в кружок, в середине- заинька. Дети произносят хором:
Заинька, попляши, серенький, попляши
Заинька, топни ножкой, серенький , топни ножкой!
Заинька, покружись, серенький, покружись!
Заинька исполняет просьбу детей.
Воспитатель: Вот, какой волшебный бубен, поиграл с нами, а теперь ему надо отдохнуть, а мы пойдем к себе в группу.

ГУСИ, МОИ ГУСИ

Воспитатель: Жили у бабуси два веселых гуся:
Один белый, другой – серый, два веселых гуся! дети строятся и идут друг -за другом изображая гусей.
Мыли гуси лапки в луже у канавки.
Один белый, другой серый, в луже у канавки. дети идут на носках и на пятках.
Ах! Кричит бабуся — Ой!, пропали гуси.
Один серый, другой белый, гуси мои гуси! дети приседают.
Воспитатель: Вот вы где , проказники, сейчас я вас поймаю! дети разбегаются врассыпную.
Воспитатель: Ах , вы мои умники, скорее вставайте скорее в круг .
Гуси возле бабки, греют свои лапки.
Вот так, вот так греют свои лапки. дети стоя вытягивают руки вперед.
Лапками хвалились, лапки шевелились. дети поворачивают кисти рук.
Гуси возле кошки поднимали ножки.
Вот так, вот так, поднимали ножки. дети поднимают ноги , согнутые в коленях.
А потом летали, ножками махали. дети ложатся на спину и произвольно сгибают и разгибают ноги.
Все встают и выполняют упражнение на восстановление дыхания Гуси шипят : делают носом вдох, на выдохе шипят, соревнуются, кто дольше прошипит.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ВАСЬКИ

Дети заходят в зал, встают в круг, водят хоровод » Ходит Васька серенький “ :
Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький, а бежит стрелой!
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы. Глаза смелые, зубы белые!
Воспитатель: Дети, сегодня у кота Васьки день рождения. Он позвал гостей. Первым к нему пришел Заинька. Проводится п/и ‘’ Заинька. ‘’ (описание смотри занятие 2 )
Воспитатель: А за Заинькой Воробышек в гости пожаловал. Проводится русская народная игра ‘’ Воробей’’.
Дети должны знать названия деревьев и кустов. Первый говорит: Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоньку.
Следующий: Чив, чив, сидел воробей на яблоньке, слетел воробей на березу
С тех, кто зазевается берется фант, фант разыгрывается в обычном порядке.
Воспитатель: За Воробышком прилетели еще две птички ростом невелички. Проводится русская народная игра “Птички”.
Все произносят: Летели две птички , ростом невелички. дети машут руками
Как они летели ,люди все глядели.
Как они садились, люди все дивились. дети приседают
Как они вставали , крепко обнимали. дети встают, обнимают друг друга
Воспитатель: А, что это кот Васька так громко мяукает? Это он мышей увидел. Где у нас мыши? ( дети пищат подражая мышам)
Проводится п/и “ Кот и мыши “ Кошка хитрая сидит….
Воспитатель: Вот, какой веселый день рождения у кота Васьки!

ВОЛШЕБНАЯ ДУДОЧКА

В зале заранее расставлено оборудование: гимнастическая скамейка, лесенка- стремянка. Воспитатель: Рано- рано поутру Петушок туру- ру- ру!
Дети, посмотрите, что у меня в руках. Это дудочка, но не простая, а волшебная. С ее помощью я могу превратить вас в коровок! (играет на дудочке)
Влево, вправо повернись, и в коровок превратись!
Проводится игра” Пастух и стадо”. Две девочки – хозяйки образуют каждая для себя стадо. Одна из хозяек гонит свое стадо мимо стада другой, последняя переманивает чужих коровок в свое стадо. Когда у первой из хозяек не останется ни одной коровки, она идет к соседке и просит ее позволить в баньке вымыть -Кума, кума, дай баньку истопить. Та отвечает: -У меня занята.
-Кем? -Коровками.
— Пойдем — ка посмотрим на них. Придя ,гостья находит своих коровок и угоняет их к себе.
Воспитатель: Рано, рано по утру пастушок туру –ру- ру
А коровки по селу : Му- му- му да му- му-му ! (дети ползут на четвереньках, произносят вместе)
Воспитатель: Уж как я своих буренушек люблю, я их в поле травку кушать погоню!
Дети выполняют следующие движения:
-Переходят через речку по мостику (ползут на четвереньках по гимнастической скамейке).
-Поднимаются на горку (лазают по лесенке- стремянке).

-Перепрыгивают через ямы (прыгают с места в длину).
Воспитатель: Солнце скрылось, ночь пришла.
Всем коровкам спать пора. ( Играет на дудочке)
Вправо, влево повернись и в ребяток превратись.

СОЛНЫШКО

Воспитатель в присутствии детей выкладывает дорожку. Ребята, посмотрите, какая ровная дорожка, давайте по этой дорожке пойдем .
Воспитатель: мы пришли с вами на полянку, но она почему – то грустная. Это наверное потому, что нет солнышка. Куда же оно делось, давайте его позовем: Солнышко — ведрышко, выгляни в окошко! Тебя любят детки, детки- малолетки!
Воспитатель: Вот и показалось солнышко, сразу стало веселее. Давайте поиграем! Достает зеркальце, предлагает детям поймать солнечного зайчика. Затем наводит зеркальце на стенку повыше и просит детей попрыгать, достать зайчика, а потом лечь на коврик.
Воспитатель: На коврике котята спят, МУР- МУР, просыпаться не хотят, МУР- МУР.
Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне МУР- МУР, МУР- МУР !
Воспитатель: Ой, какие хорошенькие котятки, сейчас я их поймаю .Берет в обе руки длинные нитки с привязанными бумажными бантиками и предлагает детям поползать за ними на четвереньках.
Воспитатель: Что это капает на меня? Да это же дождик! Дети: Дождик, дождик, хватит лить!
Сидят дома деточки , словно птички в леточке.
Воспитатель: Вот дождик и послушался нас, давайте покличем солнышко. Дети: Солнышко, солнышко, посвети немножко!
Выйдут дети погулять, выйдут дети поиграть.
Проводится русская народная игра “ Солнышко – ведрышко”.Выбирается водящий – солнышко, остальные игроки – спящие, они встают в хоровод, солнышко в середине, произносят:
Гори солнце ярче, лето будет жарче, дети идут хороводом
А земля теплее, на следующие две строчки поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон
А весна милее. затем подходят к солнышку близко
Солнышко говорит: “Горячо! “Все разбегаются, кого солнышко догонит- просыпается и выходит из игры.

ВОЛК И КОЗЛЯТА

В центре зала из веревки выложен квадрат- ДОМ. Дети встают в дом. Воспитатель в маске козы :
Стоит в поле теремок ,дверь закрыта на замок.
В домике козлята спят, сладко носики сопят.
Рано утром все вставали и зарядку выполняли.
Погремушки быстро взяли дети выходят из дома, берут погремушки
По лужайке поскакали подскоки с продвижением вперед
А теперь мы побежим,
Погремушкой погремим. бег врассыпную
Погремушки поднимаем,
А потом их опускаем поднимают и опускают руки
Стали дружно приседать,
Погремушками стучать. выполняют приседания
Будем ножки выставлять,
Погремушками играть. погремушки на полу, поочередное выставление ног с касанием погремушек
Воспитатель: Мои умные сыночки и послушненькие дочки,
Мама в лес густой пойдет, вам покушать принесет.
Дверь закройте на крючок, а то съест вас серый волк.

В домике ребята выполняют следующие упражнения:
-Ползание по гимнастической скамейке.
-Ползание по половичку.
-Ползание за движущимся предметом. (игра Догони веревочку )
-Подпрыгивание на месте. (игра Поймай муху)
-Прокатывание мяча в ворота.
-Ходьба змейкой.
Воспитатель: Тук, тук, тук! Это пришел волк!
Дети прячутся, затем выходят посмотреть, где же волк ,а волк тут, как тут (один из детей) . Проводится игра “Салки- догонялки”.
Воспитатель в маске козы: Где вы мои козлята?
У меня для вас чулки,
Варежки пуховые,
И штанишки новые.
Куда же подевались козлята? Нигде их нет. Пойду к волку, наверно он их к себе утащил.
Проводится игра “Высокая гора”. Строится высокая гора из шапок и шарфов, ребятки- козлятки прыгают через нее. Коза и волк договариваются, если козлята перепрыгнут через гору, волк отпустит их к маме. Те, кто при прыжке заденет гору , должны выполнить несложное задание волка. Когда все козлята вернутся к маме все встают и водят хоровод.

В ГОСТИ К КОЛОБКУ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с дедушкой Егором на лошадках поедем в сказку Колобок. Проводится игра “ Лошадки”.
Играющие садятся верхом на палочку ,скачут, читают потешку: Из- за леса ,из- за гор едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, жена на коровке,
Дети на телятках, внуки на козлятках.
Дети подходят к мячикам. Ой, ребята, посмотрите, сколько здесь Колобков .Это они от своих бабушек убежали, давайте им поможем выбраться на полянку. Дети берут мячи и встают друг за другом. Давайте проведем их по дорожке
-Дети катят мячи, затем подтолкнув их вперед, догоняют их. Вот, выкатились Колобки на полянку. Хочется им на солнышке поиграть
-Дети поднимают и опускают руки. А вокруг много-много цветов.
-Дети вытягивают руки с мячами вперед, затем опускают. Над цветочками порхают бабочки. Давайте их поймаем.
-Дети садятся на пол, ноги врозь, катают мяч от одной ноги к другой. Смотрят Колобки , по полю жук ползет.
— Дети ложатся на спину, держат мяч за головой, выполняют упражнение ногами велосипед. А потом решили Колобки искупаться.
— Дети поворачиваются на живот, руки с мячом вытягивают вперед, ногами выполняют движение лягушки. Искупались и покатились дальше.
— Дети прокатывают мячи в воротики. А навстречу им Зайчик.
-Дети прыгают из обруча в обруч. Убежали Колобки от Зайчика, катятся, катятся и вдруг увидели Волка.
-Дети проходят по гимнастической скамейке, держа руки с мячом вверх. Убежали Колобки от Волка . А им на встречу Медведь идет.
— Дети идут по кругу по- медвежьи. И от медведя убежали колобки, а навстречу им Лиса.
-Дети относят мячи на место. Проводится игра “Лиса. “ Выбранный игрок ловит детей, пойманные ,помогают ловить остальных.

ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ДЕРЕВНЮ

Воспитатель: Дети, мы на автобусе отправляемся в деревню, там нас ждет Хозяюшка. Дети становятся парами и идут ,изображая автобус. Проходят по залу круг.
Воспитатель: Вот автобус наш бежит, и гудит он и шумит,
Шофер Вова (Саша) в нем сидит, ловко он рулем вертит. Вот мы и приехали к Хозяюшке.
Хозяюшка (воспитатель) : Молодцы, что приехали, а я вот тут квартиру прибираю, поможете?
В середине избы стоят разные предметы. Дети должны их быстро расставить по местам. Цель — научить ориентироваться в пространстве.
Хозяйка: Молодцы, вот как чисто стало в избе. За это свяжу я вам теплые носочки. Вы помогите мне клубочки скатать.
Проводится игра “ Кто быстрее смотает клубочек”. Хозяйка: А вот мой кот Васька. Он на печи лежал, спал. Котик, поиграй с детками.
Проводится игра “Жмурки”. Выбирается Жмурка. Ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Между игроками и водящим завязывается диалог. -Кот, кот, на чем стоишь? -На квашне.
-Что в квашне? -Квас, лови мышей, а не нас!
После этих слов участники игры разбегаются, а Жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится Жмуркой.
Хозяюшка : А это кто? Никак моя курочка в гости пожаловала.
Проводится игра “Курочка”. Играющие берутся за руки и становятся в ряд, широко расставив руки. Хозяйка обращается к одному из игроков:
-Кума, кума, не видела ли мою курочку? -А какая она?
Хозяйка описывает любого играющего, затем со словами “Кышь, кышь”, отгоняет этого игрока от остальных и старается ее поймать, пойманный игрок встает рядом с кумой, таким образом , ловятся все игроки.
Хозяюшка: Вот пришли еще мои любимые Пес и Петушок. Теперь вы знакомы со всеми обитателями моей избы. Проводится игра “Петушок”.
После игры дети берутся парами и на автобусе отправляются в детский сад.

ТЕРЕМОК

Дети заходят в зал. Выполняют упражнения:
-Ходьба.
-Бег.
-Передвижение прыжками по сигналу “Лягушки”.
-Ходьба мелким шагом по сигналу “Лисички”.
-Ходьба, опираясь на ладони и стопы по сигналу “Медведь”.
-Построение в два звена. Воспитатель предлагает детям построить теремок (выполняется комплекс упражнений).
а) Строгаем доски (руки согнуты в локтях, взад – вперед )
б) Строим стены (руки вперед, постучать кулаком о кулак)
в) Белим потолок (движения вперед- назад, поднятой правой, затем левой рукой)
г) Настилаем пол (стоя на коленях, наклоны вперед и постукивание кулаками о пол).
Воспитатель: Вот мы и построили теремок. По жребию выбирают персонажей из сказки “Теремок”.
Воспитатель: Стоит в поле теремок. Он не низок не высок . (дети ходят по кругу )
Вот по полю мышка бежит (ребенок имитируя движения мышки выходит в круг )
У дверей остановилась и пищит: Кто в теремочке живет?
Кто в не высоком живет?
Игра продолжается. Ребята ,изображающие зверей из сказки ,по очереди выходят в круг, имитируя движения своих персонажей. Затем играют в игры с персонажами.

ПО БЛИНКИ

Воспитатель: Ребята, мы давно блинов не ели, а блинчиков хочется. Что надо сделать, чтобы блинов испечь?
Проводится русская народная игра “Кто с нами”. Играющие встают в круг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют.
-Кто с нами, кто снами пашенку пахати? -Мы с вами , мы с вами пашенку пахати!
-Кто с нами, кто снами жито рассевати? -Мы с вами, мы с вами жито рассевати!
-Кто с нами, кто с нами жито косити? -Мы с вами, мы с вами жито косити!
-Кто с нами, кто с нами жито молотити ? -Мы с вами, мы с вами жито молотити!
-Кто с нами, кто с нами тесто месити? -Мы с вами, мы с вами тесто месити! И так далее…
Воспитатель: Пока тесто стоит , давайте к соседу в гости сходим. Считалочкой выбирается сосед. Он спрашивает детей, что они делали, дети жестами показывают , сосед должен угадать. Сосед к нашим блинкам предлагает медок, да нм мед пчелы налетели. Проводится игра ”Пчелы”.
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда- пчелы, другая- цветы. Цветы, убегая от пчел:
Пчелки, пчелки, жальца жалки. Черные, малые, крылышки алые.
Поверху летают, к цветам припадают. Медок собирают , в колоду таскают. Ж-Ж-Ж…..
Пчела, поймавшая цветок говорит “Замри” и цветок стоит на месте. Когда пчелы переловят все цветы , игроки меняются местами.
Воспитатель: Кто с нами пойдет блины печь? Дети идут по залп ,имитируют движения выпечки блинов.
Проводится игра “Пирог”. Дети строятся в шеренгу, на противоположной стороне ставится пирог (муляж) . Все начинают расхваливать пирог
Вот он, какой высоконький ! Вот он, какой широконький!
Вот он, какой мяконький! Вот он , какой сладенький!
Режь его да ешь! С последними словами игроки наперегонки бегут к пирогу, кто первый, тот и выиграл.

МАТРЕШКИ

Воспитатель говорит слова, дети выполняют действия:
Мы матрешки, все мы крошки.
Погуляем по дорожке, поиграем мы немножко,
Ну, скорей поймай матрешку!
Проводится игра “Салки- догонялки”. Играющие бегут по кругу стараясь осалить бегущего впереди, если это удается, осаленный выбывает из игры. По новому сигналу, играющие, резко поворачиваются и бегут в обратную сторону.
Воспитатель:
А теперь матрешки с вами
В кошки- мышки поиграем!
Проводится русская народная игра “Салки с мячом”. Водящий может поймать только игрока, в руке у которого мяч. Мяч можно перебрасывать.
Воспитатель:
Мячик — попрыгун устал.
А матрешки – малыши в группу все к себе пошли!
Мы матрешки все мы крошки.
Пошагали по дорожке!

ГУСИ – ЛЕБЕДИ

Дети входят в зал, где в определенном порядке расставлено спортивное оборудование. На скамейке стоит сундучок.
Воспитатель: Что за странный сундучок
И закрыт он на замок
Если ключик подберем
В сказку быстро попадем.
Замок- карточка с вырезанной в центре фигуркой. Дети рассматривают фигуры из картона и, когда находят подходящую, сундучок открывается.
Воспитатель достает картинки к сказке “Гуси- лебеди” и показывает детям. Ребята, вы догадались, в какую сказку мы попали? Послушайте, кто это там плачет, давайте поищем. Находят куклу Аленушку. Аленушка рассказала детям, что ее братца Иванушку унесли Гуси- лебеди к Бабе Яге.
Долго бежала она по следу, хотела братца спасти, но ей не удалось. Лишь один гусь обронил перо и по нему можно отискать, где живет Баба Яга.
Волшебное перо, веди нас!
Воспитатель держит перо и указывает, что надо делать. Упражнения выполняются поточно 3-4 раза. Вот яблонька просит ее яблочек нарвать и отведать.
-Дети выполняют прыжки на месте с касанием предмета.
А вот печка стоит. Просит отведать ее пирожков горячих.
-Дети подлезают под веревку.
А теперь нам надо через речку перейти по мостику.
-Дети идут по гимнастической скамейке с перешагиванием через предметы.
Вот и пришли мы к избушке Бабы Яги. Проводится игра “Баба Яга”.

Водящий — Баба Яга с завязанными глазами стоит в центре начерченного круга, игроки ходят вокруг него ,не заходя внутрь и произносят:
В темном лесу избушка
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие
Дыбом волосы стоят.
Ох, и страшная такая
Эта Бабушка Яга.
На последнем слове ,играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого- либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.
Вот мы и освободили Иванушку (воспитатель показывает игрушку).

ПО ГРИБЫ И ЯГОДЫ

Воспитатель: Ребята, сейчас мы немного отдохнем, а потом пойдем по ягоды. Дети садятся на корточки, руки под щекой.
Баю- баю- баю- бай!
Ты собаченька не лай!
Петушок не кричи,
Наших деток не буди!
Вот проснулся петушок.
Встала курочка.
Просыпайся мой дружок.
Вставай, Юрочка (Данечка).
Дети встают. Выполняют упражнения.
На кота -потягушки,
На дитя- подрастушки. Поочередное вытягивание рук.
Водичка, водичка,
Умой мое личико. Круговые движения ладонями возле лица.
С гуся вода,
С дитя худоба Движения рук вверх- вниз с наклоном до пола.
Наденем сапожки.
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки. Сидя на полу, ноги врозь, поочередные наклоны к носкам ног.
Топ, топ, топотушки
Скачут зайки на опушке.
Скачут лапки и хвосты.
Что стоишь, скачи и ты! Прыжки ноги вместе- ноги врозь.
Топ, топ, топота
Раздавили гусака
Ни черного, ни белого-
Раздавили серого! Ходьба на месте.
Воспитатель: Вот мы и проснулись .Пора по ягоды Проводится подвижная игра “У медведя во бору”.
Воспитатель: Много грибов и ягод насобирали, наши ноженьки устали. Давайте отдохнем.
Не скребутся паучки,
Все по норкам спать легли.
Не летят и гули
Все давно уснули. Дети садятся на корточки, закрывают глаза, руки под щекой.
Воспитатель через некоторое время:
Рано, рано поутру
Петушок ту- ру- ру- ру! Дети поднимаются и идут в группу.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКОВ

Воспитатель показывает детям сундучок, рядом лежит письмо, читает: Посылаю тебе друг, замечательный сундук
В нем найдешь ты колобок, но висит на нем замок
Чтоб найти его ты смог, нужно знать простое слово.
Только скажешь и готово.
Какое же это слово? Пожалуйста!
Сундучок открыт. В нем лежат Колобки (мячи). Сейчас мы отправимся в сказку. Влево — вправо повернись.
В этой сказке окажись!
Дети прокатывают мячи по залу. Закатывают их в обруч. Катится Колобок , а на встречу ему Заяц. Влево – вправо повернись
И в зайчаток превратись!
Проводится игра “Пятнашки” Играющие стоят по кругу на расстоянии вытянутой руки. Два игрока: один пятнашка, другой — убегающий. Дети встают за кругом с разных сторон. По сигналу пятнашка обегает круг и старается догнать убегающего. Последний, когда его начинают догонять становится между какими – ни будь играющими. В этот момент сосед, оказавшийся с правой стороны ,становится новым убегающим, а пятнашка продолжает его преследовать. Если догнал, меняются местами.
Воспитатель : Скачут зайки скок да скок, то лесок, то лужок. Дети прыгают из обруча в обруч.
Воспитатель: Влево, вправо повернись
Колобками обернись!
Здесь полянка ярче шелка
Оглянись, оглянись.
Берегись лихого волка
Берегись, берегись!
Колобки уснули сладко Дети присаживаются, закрывают глаза.
Лес шумит, лес поет.
Убегайте без оглядки
Волк идет, волк идет! Дети убегают от волка, назначенного ребенка.
Проводится подвижная игра “Поймай мяч”.
Дети становятся в круг. В центре круга Волк. Дети перебрасывают мяч друг другу. Волк должен его поймать.
Воспитатель: Ушел Колобок ни с чем , а Колобки покатились дальше.
Дети прокатывают мячи по гимнастической скамейке.
Катятся Колобки, а навстречу им Медведи.
Влево, вправо повернись
И в медведей превратись.
Дети ползут по полу на четвереньках, прокатывая мяч перед собой головой.
А Лисичка – сестричка на печи сидела, на игру медведей глядела. Да тоже играть захотела. Проводится игра “Хитрая лиса”.
Влево, вправо повернись , Колобками обернись.
Проводится игра “Послушные мячики”. Дети стоят в шеренге, около носков ног лежат мячи, надо подпрыгнуть, коснуться носком ноги мяча так, чтобы он покатился вперед.
Влево, вправо поверни , снова в деток превратись.
Мы снова превратились в деток, а Колобки вернутся в сундучок.

ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА

Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу вам сказку. Берет Зайку (би- ба- бо) и говорит за него:
Ой! Спасите, помогите ! Что случилось? Зайчик рассказывает, что Лиса выгнала его из дома. Воспитатель предлагает детям помочь Зайчику, если Зайчик покажет дорогу.
На полу в определенном порядке разложены 4 обруча, 2 скамейки, канат, мешочки с песком.
Сначала по болоту нужно пройти, с кочки на кочку перепрыгивая. ( Дети прыгают из обруча в обруч )
Потом перелезть через поваленные деревья. ( Дети перелезают через гимнастические скамейки )
Потом пройти по узенькому мостику через реку. ( Дети идут по канату )
Воспитатель6 Вот мы пришли к домику, который заняла Лиса. Давайте ее выгоним. Дети берут мешочки с песком, бросают в указанную цель.
Дети: Уходи, Лиса, уходи! Воспитатель за Лису: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Дети берут мешки еще раз и снова бросают в указанную цель. Лиса испугалась и убежала.
Проводится игра “Салки – догонялки”. (описание в занятии 12) Воспитатель: Вот мы и освободили Зайкин дом, а теперь давайте поиграем.
Стенка – стенка дети двумя руками массируют бока
Потолок дети массируют голову
Электрический звонок дотрагиваются до носа
Хозяин дома? Дома.
Гармонь готова? Готова.
Можно поиграть? Да! дети массируют пальцами все тело.

ВЕСНУ КРАСНУЮ ЗОВЕМ

Воспитатель: Ребята, вы хотите, чтобы пришла весна? На улице потеплеет. Но зима уходить не хочет. Чтобы весна скорее пришла надо нам птиц позвать. Они на своих крыльях весну и принесут. Давайте жаворонков позовем.
Дети: Жаворонки прилетите! Сани с дровнями уберите!
Соху с бороной привезите. Нам зима- то надоела.
Она у нас весь хлеб поела!
Воспитатель: Не летят птицы? Наверно им здесь есть нечего. Давайте им кормушки сделаем. Дети встают парами и идут мастерить кормушки.
Малыши, малыши весело шагают. Ходьба обычная
Ах, как дружно, высоко ножки поднимают. Ходьба с высоким подниманием колена
До чего ж сугроб высокий. Ноги выше поднимай, и сугроб переступай Ходьба с высоким подниманием колена
А вот тут большая лужа, перепрыгнуть ее нужно Прыжки через два шнура
Солнышку на небе весело сиять. Дети встаньте все в кружок, будем весело играть. Бег на носках, построение в круг
Проводится русская народная игра “Гори- гори ясно”.
Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на 2 – 3 шага горящий, ему запрещено оглядываться назад. Все произносят:
Гори- гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле , гляди в поле
Едут там трубачи, да едят калачи.
Журавли кричат: гу- гу- гу убегу
Раз, два не воронь, а беги как огонь!
Горящий смотрит на небо, а пара, стоящая последней ,бежит вперед и должна соединиться впереди горящего, если ей это удается, горящий тот же, если нет, горящий тот, кого не поймали.
Воспитатель: Вот мы и пришли в мастерскую. Дети выполняют упражнения:
а) и.п. ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью, движение рук вперед- назад “строгают доски”.
б) и.п. осн. стойка, пальцы согнуты в кулаки, постукивание кулак о кулак” сколачивают кормушки”.
в) и.п. осн. стойка, повороты туловища, “покажем кормушки”.
г) и.п. осн. стойка, ноги врозь, наклоны вперед с движениями рук вправо- влево “красим кормушки”.
д) и.п осн. стойка , подняться на носки, поднять руки вверх,”повесили “ кормушки,”покормили”птиц.
Воспитатель: Посмотрите, какие мы замечательные кормушки сделали. А вот уже и гости к нам летят.
В гнезде воробышки живут и рано утром все встают.
Довольно в гнездышках сидеть, пора бы к солнышку лететь.
Проводится подвижная игра “Воробей” (описание в занятии 4)
Воспитатель: Скок ,скок поскок, молодой дроздок.
По водичку пошел , молодичку нашел . дети прыгают с продвижением вперед
Воспитатель: Кто загадку отгадает?
Это что за птичка, птичка- невеличка?
Красная грудка, черная головка?
Дети: Снегирь! Стараются удержать равновесие ,стоя на одной ноге.
Воспитатель : Эту загадку вы сразу отгадаете: Чей голосок раздается в ласу : Ку- ку, ку- ку, ку- ку! Дети: Кукушка !
Воспитатель: Давайте посмотрим на кукушкино гнездо.
Дети ползут по гимнастической скамейке на животе “пробираются к кукушкиному гнезду”.
Воспитатель: Летят к нам птички, весну на крыльях несут. Проводится игра “Птички”(описание в занятии 4).
В заключении проводится хоровод “Веснянка”.

ПОПРЫГУШКИ

Воспитатель раздает детям скакалки, показывает , что нужно делать. Выглянуло солнышко и опять спряталось за тучку. Дети вращают скакалки вперед- назад. Но вот солнышко показалось снова и осветило теремок. Вот к теремку мышка бежит, остановилась у дверей и говорит:”Кто, кто в теремочке живет?” Никто не ответил мышке, и решила мышка в тереме поселиться.
-Дети прыгают через скакалку на месте.
А за мышкой лягушка скачет: прыг, прыг, прыг. Спрашивает: ”Кто, кто в теремочке живет?”. Мышка позвала ее к себе, стали вместе жить.
-Дети прыгают через скакалку с продвижением вперед.
Вслед за лягушкой зайка прискакал. Стали они вместе поживать.
-Дети прыгают через скакалку на одной ноге, скрещивая ноги.
Вслед за зайкой к терему прибежали: лисичка, волк, медведь . Стали они вместе в домике поживать. Вместе печь топить, пироги печь. Пироги у них получались пышными, вкусными. А знаете, почему? Потому что они слова волшебные знали- заговор.
Проводится игра “ Скакалка”.Один раскручивает веревку, остальные прыгают, чем выше, тем больше доход и богатство. Перед прыжками говорят:
Чтоб был долог колосок,
Что бы вырос лен ,высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ

Воспитатель : Давайте представим, что мы пришли в лес. Только день, выдался пасмурный, ну, не беда ведь мы можем солнышко позвать.
На полу разложена в виде круга веревка со связанными концами. Дети берут ее в правую руку и идут спортивным шагом по часовой стрелке. Дети: Солнышко- ведрышко, выгляни, высвети!
Любят тебя детки, детки- малолетки! Дети перекладывают веревку через голову в левую руку и идут против часовой стрелки.
Дети: Солнышко- ведрышко, выгляни на бревнышко!
Дам тебе меду , полную колоду! Выглянуло солнышко и покатилось по лесам, по полям. Дети, держась за веревку, бегут по кругу.
Солнышко припекает. Стало очень ,очень жарко, так что травке и цветочкам захотелось прохлады. Давайте дождик покличем.
Дети : Дождик лей, дождик лей, на меня и на людей!
На девкин лен поливай ведром!
Воспитатель: А вот и радуга появилась! Радуга – семицветка, принеси ты радость деткам!
Они будут по лугам скакать, песни звонкие распевать!
Дети развязывают концы веревки, получается длинная скакалка. Дети поточно и фронтально прыгают через нее.
Дети: Не браните вы меня, всю работу знаю я. Жать, косить, коров доить, Ввобе руки молотить!
Ой, туфли мои, носки выстрочены! Не хотела я плясать, сами выскочили!
Дети прыгнув через веревку и идут : девочки налево, мальчики направо. Проводится игра “Чья команда скорее соберется?”
Воспитатель: Вот мы весело играли, ножки прыгать так устали. Мы немножко отдохнем, колыбельную споем.
Дети садятся на пол. Одна нога вытянута, вторая согнута в колене и прижата к груди, имитируют укачивание куклы.
Дети: Ай,качи, качи, качи, прилетели к нам грачи, они сели на ворота: ворота- то скрип, скрип, а Ванечка спит, спит.

МАТРЕШКИ

Воспитатель одет в костюм Матрешки: Я к ребяткам собиралась, долго- долго наряжалась.
Поиграть хочу немножко, ну, скорей, скорей бегите , да матрешку догоните!
Проводится игра “Ловишка” Ох, устала, посижу, на ребяток погляжу.
С вами в мячик поиграю,ты лови, лови, лови, да смотри не урони!
Проводится игра ”Салки с мячиком”. ( описание в занятии 12)
На противоположной стороне от играющих ,стоит гимнастическая скамейка с расставленными на ней матрешками. Дети от черты прыгают к цели на одной ноге. Вот матрешки , наши крошки , встали дружно на дорожке,
С ними будем мы играть: расставлять и собирать.
Дети разбиваются на пары. О дин ребенок берет матрешку и, расставляет находящихся в ней кукол на гимнастической скамейке. Другой –собирает.
Воспитатель показывает детям колокольчик: Колокольчик зазвени, всех ребяток позови.
Как услышат, прибегут и со мной играть пойдут.
Проводится подвижная игра “Жаворонок”.По считалке выбирается жаворонок. В руках у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие и бегает с ним. Все говорят:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет будет весел круглый год.
Потом играющие закрывают глаза. Жаворонок выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей либо спиной. Тот, кто догадался, у кого за спиной лежит колокольчик становится жаворонком.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОДЕЦ НА ЯРМАРКУ

Воспитатель рассматривает игрушки , сделанные детьми по тематике дымковских, городецких и хохломских промыслов.
Какие замечательные игрушки! Давайте отправимся с вами на ярмарку в город Городец и купим там себе подарки. Проводится русская народная игра “Лошадки “ (описание в занятии 8). Затем выполняются следующие упражнения:
Идут ребятки по дорожке : продвижение вперед
Там, где ухабы – перепрыгивают , прыжки с продвижением вперед
Где лужи — обходят . передвижение змейкой
Где ровная дорожка – бегом . бег по кругу
По лесу гуляли, на природу смотрели . ходьба по кругу
Вверх на солнышко поглядели . ходьба с поднятыми вверх руками
Вот и вышли мы не полянку, а на полянке много – много цветов.
Чтобы нам цветов набрать ,нужно дружно приседать.
Маки, васильки срываем и в букеты собираем . ходьба с приседаниями
Слева птичка, справа птичка: там свирель, а здесь синичка . руки на поясе, повороты влево – вправо
Вот летит, жужжит пчела, она мед нам принесла . выписывание пальцем траектории полета пчелы
Положила на листок ,ох ,и вкусен был медок . дети садятся на пол
Вот бежали муравьи ,посчитайте : раз, два, три. руки назад, ладони на пол, приподнимание ягодиц
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись . сидя, ноги врозь – наклоны вперед
До чего ж трава высока:то крапива, то осока. дети встают с пола

Ноги выше поднимайте и траву переступайте . ходьба с высоким подниманием колена
Хорошо мы погуляли и букет цветов набрали. упражнение на дыхание с подниманием рук вперед
Воспитатель: Ну, что, отдохнули ? Можно дальше отправляться. Дети продолжают игру “Лошадки”.
Воспитатель:
Ну, а путь наш не далек
Он лежит через мосток. ходьба парами по двум гимнастическим доскам, приподнятым над полом
В гору едем, с горы – вниз,
Впереди нас ждет сюрприз. влезание на гимнастическую стремянку и спуск с нее
За горой, рукой подать –
Городец уже видать. ходьба змейкой
Вот проходим мы ворота
Ах, как много здесь народа! подлезание под дугу выс. 50 см.
Вот так ярмарка!
Воспитатель: вот мы и на ярмарке ,а что за ярмарка без шумных соревнований. Проводится соревнование “Перетягивание каната”.
Сейчас мы купим себе подарки. Но ,куда же мы их положим? Давайте купим сначала ларец, расписанный городецкими мастерами. Дети рассматривают поделки, выбирают понравившиеся, складывают в ларец и отправляются в группу.

ЗИМУШКА, ЗИМА

Дети водят хоровод “Выпал беленький снежок”.
Выпал беленький снежок , собрались мы все в кружок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех. дети, стоя в кругу медленно поднимают и опускают руки
Мы на саночки садимся и под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег, мчимся мы быстрее всех . дети идут по кругу имитируя ходьбу на лыжах
Мы из снега ком лепили , дети выполняют наклоны вперед, имитируют лепку снежного кома
И зверьков слепить решили
Снег, снег, белый снег, зайка вышел лучше всех! подпрыгивают ,как зайчики
Наши ручки не устали, мы комочки подобрали
И бросали их, бросали: точно в цели попадали. дети имитируют бросание снежков.
Воспитатель : Вот, как хорошо ребятам зимой! А хорошо ли зимой зверюшкам? Проводится русская народная игра “Лиса и зайцы”.
Зайцы прыгают на корточках, передвигаясь по залу. По команде воспитателя замирают . Лиса смотрит, кто шевелится и салит их, осаленный становится лисой, а лиса- зайцем. Во время игры воспитатель произносит: Из- за белого сугроба , ушки белые торчат.
Поищи, лиса, попробуй , белых маленьких зайчат.
Зря стараешься плутовка, не найдешь ты их, лиса.
Потому, что зайцев ловко прячет зимушка – зима.
Воспитатель: Как над горкой снег, снег, а под снегом спит медведь.
Спит, не хочет он реветь.
Но ребята снег торили и медведя разбудили.
Проводится игра “Медведь”. Выбирается медведь. Остальные строятся в ряд, говорят по очереди выставляя ногу: Та ли нога?
Нет, не та.
И так несколько раз, пока очередь не дойдет до последнего игрока. Тогда говорят :Усь, медведь,
Погонись за мной!
Затем дети разбегаются, а медведь ловит их, кого поймает, тот становится медведем.

ЛОЖКАРИ

В руках у воспитателя и детей деревянные ложки. Дети выполняют упражнения:
Ходьба с остановкой по сигналу ( остановившись, дети 3 раза ударяют в ложки над головой )
Бег с высоким подниманием колена ( дети ударяют выпуклой стороной ложки по колену)
Проводится русская народная игра “Ручеек”. Играющие выстраиваются парами друг за другом, каждая пара ,взявшись за руки поднимает их вверх
( образует ворота).Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди и т.д. Во время игры дети продолжают держать ложки в руках. После игры дети выполняют следующие упражнения:
Ходьба парами.
Ходьба друг за другом на носках, постукивая ложкой о ложку над головой.
Ходьба друг за другом на пятках, постукивая ложкой о ложку на уровне пояса.
Затем воспитатель просит детей встать парами лицом друг к другу, ноги поставить на ширину плеч, руки согнуть в локтях.
Воспитатель : Ладушки, ладушки.
Где были? У бабушки ! каждая пара ударяет по ложкам друг- друга прямо
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку! ударяют перекрестно
Ехал мальчик маленький на лошадке каренькой:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке , дети постукивая ложками, выполняют руками круговые движения по часовой стрелке
По кочкам, по кочкам,0по ухабам, по ухабам,
Прямо в ямку- Бух! против часовой стрелки
Поехали, поехали ,с орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали , с калачами, с калачами дети выполняют наклоны вперед с постукиванием ложками о колени
Хорошая дорога 2 раза
Вот стала что- то хуже 2 раза
Шаляет, валяет 2раза дети выполняют выпады влево, вправо, в конце каждого движения стучат по ложкам друг друга
Мешу, мешу тесто, дети ложатся на спину головами друг к другу, руки с ложками подняты вверх
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай,
Переваливай, валяй. дети переваливаются на живот, затем снова на спину,
Чук- чук- чук- чук дети садятся на пол вытянув ноги и опустив руки с ложками
Наловил дед щук сгибают ноги в коленях и ударяют по ним ложками
Рыба рыбку пекла
Сковородка потекла садятся по- турецки, руки с ложками на коленях
Ладушки, ладушки, испекли оладушки
На окно поставили, остывать оставили. выполняют повороты вправо- влево при каждом повороте ударяя ложкой о ложку

Танцевала рыба с раком дети встают, выполняют прыжки вприсядку разводя руки в стороны, соединяя ударяют ложкой о ложку
А петрушка с пастернаком
Сельдерей с чесноком
А индейка с индюком.