12 ноября в России отмечается экологический праздник — Синичкин день. Это особый день, когда люди объединяются, чтобы позаботиться о маленьких птичках, остающихся зимовать в наших краях.

Синичкин день

Спортивное развлечение для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Цель:
Познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день» и его значением для сохранения природы. Развивать интерес детей к миру природы, формировать основы экологической культуры.
Задачи:
Развивать двигательную активность детей, координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
Формировать навыки взаимодействия со сверстниками.
Воспитывать бережное отношение к природе, птицам, желание заботиться о них.


Дети под музыку заходят в спортивный зал, выполняют проход с перестроением в 2 колонны
Ведущий: Ребята, я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
Отгадайте, что за птица:
Ей на месте не сидится
То летает целый день
И звенит «тент-тень, тень-тень»!
То усядется на ветке
В желтой праздничной жилетке
Это маленькая птичка
Называется … СИНИЧКА
Ведущий: Правильно, это синичка. Синички не улетают от нас в теплые края, а остаются зимовать вместе с нами.
Я расскажу вам маленькую историю про синичек.

В одном лесу, неподалеку от города, жили маленькие птички — синички. Они были очень весёлыми и любопытными, но когда наступали холода им становилось голодно и холодно. Ведь зимой почти нет насекомых, а семена под снегом не найти.

Однажды, когда синички сидели на ветке и дрожали от холода, к ним прилетел старый мудрый ворон. Он сказал, что есть особый день, когда можно попросить помощи у людей. Он так и называется — Синичкин день.

Синички обрадовались и полетели искать людей. Они нашли домик, где жила добрая бабушка. Она услышала их щебет и вышла на крыльцо. Синички рассказали ей о своём горе и попросили помощи.

Бабушка улыбнулась и сказала, что люди всегда рады помочь маленьким птичкам. Она насыпала в кормушку семечки и орешки. Синички были так счастливы, что начали петь и танцевать прямо на ветке.

С тех пор синички каждый год прилетают к людям в Синичкин день. Они знают, что их всегда ждут и помогут пережить холодную зиму. А люди смотрят на весёлых птичек и улыбаются. Ведь так приятно помогать тем, кто в этом нуждается.

Давайте поиграем в синичек
Разминка «Синички»
Скачут маленькие птички (прыжки на месте на двух ногах)
Желтогрудые синички (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелись, как волчок. (кружение на месте)
Вот присели на минутку, (присели)
Почесали клювом грудку, (встали, наклоны влево-вправо)
И с дорожки — на плетень, (прыжки на двух ногах влево-вправо)
Тири-тири, тири-тири, (наклоны вперед с отведением рук назад)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
(по мотивам А. Барто)
Ведущий:
Эти маленькие птички,
Желтогрудые синички
Раз-два-три-четыре-пять!
Будут в гости прилетать.
Пять-четыре-три-два-раз!
А кормушки есть у вас?
Ответы детей
Ведущий: Жители городов и сёл готовят для птичек угощения и развешивают кормушки. Среди любимых лакомств синиц — несолёное сало и нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса. (можно показать)
Проводится игра «Корм для синичек»
Ведущий предлагает рассортировать корм для синичек по кормушкам.
На середине зала, в ограниченном веревкой круге, раскладываются шарики четырех цветов из расчета 2 шарика на одного ребенка, в четырех углах зала выкладываются обручи такого же цвета. Под музыку дети свободно бегают по залу, по окончании музыки дети бегут к шарикам, берут один шарик в руки о быстро относят его в обруч такого же, как шарик цвета. Игра повторяется, дети бегают, в конце берут второй шарик и относят его в обруч.
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, кого в городе должны опасаться синички?
Ответы детей
Проводится подвижная игра «Кто мяукнул?»
Дети встают в круг, держатся за руки. Считалкой выбирается синичка:
Раз, два, три, четыре, пять
Птички на заборе.
Восемь, девять, пятьдесят всех не сосчитать.
Десять, двадцать, три, шестнадцать,
Все котята в сборе.
Кто-то ходит, кто-то водит —
Все хотят играть!
Синичка присаживается в центре круга, закрывает глаза. Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят:
Прилетела к нам синичка
Желтогрудая сестричка
Эй, синичка, не зевай.
Кто мяукнул угадай.
Пока дети идут по кругу, педагог идет противоходом за кругом и потихонечку дотрагивается до одного ребенка, который будет кошкой.
С окончанием слов дети останавливаются, выбранный ребенок произносит: «Мяу», синичка встает на ноги и старается отгадать, кто произнес «Мяу», если синичка отгадывает, то дети: кот и синичка меняются местами, если нет, все дети разбегаются, кот старается поймать кого-нибудь из детей, кого он поймает, тот становится синичкой. Игра повторяется 3-4 раза.
Ведущий: Синичкин день — это не только праздник заботы о природе, но и возможность узнать больше о птицах, которые живут рядом с нами. Наблюдая за ними, мы можем лучше понять их потребности и поведение. (можно показать на экране птиц)
Пальчиковая гимнастика «К нам в окно стучит синица»
К нам в окно стучит синица- (соединить указательный и большой палец одной руки «клювик», стучать «клювиком» по раскрытой ладошке другой руки)
Клювик острый как игла. (поменять руки)
Ей налью сейчас водицы, (соединить ладошки «ковшиком»)
Чтоб попить она могла.
Ей насыплю хлебных крошек, (потереть пальцы о пальцы «сыпать крошки»)
Чтоб клевала не спеша. (сделать «клювик», стучать по ладошке)
Жаль, зимой совсем нет мошек (поменять руки)
Для такого малыша. (хлопок в ладоши)
Ведущий: Теперь мы знаем, как не просто синичкам зимой, а синички знают, что всегда могут рассчитывать на помощь людей. За это они готовы радовать нас своим весёлым щебетом и ярким оперением.

После развлечения можно организовать наблюдение за птицами на улице.
Выберите место на территории детского сада, где есть возможность наблюдать за птицами.

Можно развесить кормушки и насыпать в них корм, чтобы привлечь птиц.

Предложите детям не шуметь, чтобы не напугать птиц.

Дождитесь прилета птиц, обратите внимание на их внешний вид, поведение и звуки, которые они издают.

Сфотографируйте их или снимите на камеру, чтобы потом еще раз рассмотреть птиц поближе. Это поможет им лучше запомнить внешний вид птиц и научиться их распознавать.

Если есть возможность, покажите детям, как выглядят следы птиц на снегу. Расскажите, как по следам можно понять поведение птиц.

После возвращения в детский сад, обсудите с детьми впечатления от прогулки. Спросите их, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Вечером можно устроить конкурс рисунков «Синичкин день». Пусть дети проявят свои творческие способности и еще раз поделятся своими впечатлениями.