Двигательное поведение ребенка связано с особенностями развития волевых качеств. Провести диагностику волевых качеств помогут подвижные игры и физические упражнения. Они состоят из знакомых и доступных детям движений: поднимание и опускание рук, прыжки, бег, приседания. Это дает возможность не тратить больших усилий на технику и качество выполнения заданий, а сосредоточиться на выполнении их требований.
Перед обследованием детям дается инструкция, например: «сегодня ты будешь выполнять приседания много раз, скажи мне, когда почувствуешь усталость». Такая инструкция позволяет ребенку регулировать параметры движений в соответствии с потенциалом своего организма. Для выполнения теста дается одна попытка.
Выполняя контрольные упражнения дети преодолевают различные физические трудности, степень которых определяется числом повторений (приседания), длительностью (бег), весом поднимаемого предмета (набивного мяча), темпом выполнения движений, высотой преодолеваемого препятствия.
Предложенные тесты позволяют оценить различные показатели волевых качеств ребенка. Принимая продолжительность физической монотонной работы в качестве ведущего показателя, определяется уровень его качеств воли:
- настойчивости и целенаправленности — способности стремиться к достижению намеченной цели
- решительности — уверенности в действиях, способности быстро находить и принимать обдуманные решения, возникающие в игровой ситуации
- выдержки — способности управлять своими действиями в условиях эмоционального возбуждения
Тест 1
Цель: Определить настойчивость и выдержку при многократном приседании с произвольной скоростью
Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Низко присесть, вернуться в исходное положение. Повторить «до отказа» — остановки самим ребенком. Фиксируется количество полных приседаний.
Тест 2
Цель: Определить настойчивость и выдержку при многократном перепрыгивании двумя ногами одновременно через набивной мяч.
Ребенок встает перед мячом, положение рук — произвольно, одновременно поднимая обе ноги перепрыгивает через мяч, поворачивается на 180 градусов и снова прыгает.
Упражнение выполняется многократно до отказа самим ребенком.
3 тест
Цель: Определить настойчивость и выдержку при многократном поднимании и опускании набивного мяча весом 1 кг.
Исходное положение: ноги чуть шире плеч, руки опущены вниз, мяч в руках. Поднять руки с мячом вверх над головой, опустить руки вниз.
Упражнение выполняется многократно до отказа самим ребенком.
4 тест
Цель: Определить настойчивость и выдержку при длительном беге на максимальную продолжительность по времени.
Ребенок бегает с произвольной скоростью, пока сам не остановится.
Для того, чтобы заинтересовать детей можно провести тестирование в форме соревнования
Спортивное соревнование в подготовительной группе «Воля к победе»
Цель:Развивать у детей интерес к занятиям физической культуры.
Определить настойчивость и выдержку при длительном беге на максимальную продолжительность по времени
Определить настойчивость и выдержку при многократном перепрыгивании двумя ногами одновременно через набивной мяч
Определить настойчивость и выдержку при многократном приседании с произвольной скоростью
Предварительная работа:
Беседы с детьми: «Здоровому- все здорово», «Как тренировать выдержку», «Для чего спортсмены соревнуются»
Просмотр иллюстраций: «Известные спортсмены России», «Символы соревнований»
Изготовление плаката « Воля к победе»
Конкурс рисунков «Наш талисман»
Образец протокола:
проведения первого этапа соревнования «Воля к победе»
Протокол №1
Дата проведения 11 ноября
Место проведения спортивная площадка
Одежда детей сезонная
Группа: Подготовительная группа №1
Количество детей по списку — 18, присутствовало — 16
Воспитатель: Панкратова Т.И.
Цель: Развивать у детей интерес к занятиям физической культуры.
Определить настойчивость и выдержку при длительном беге на максимальную продолжительность по времени.
Способ проведения: Ребенок бегает по кругу спортивной площадки с произвольной скоростью, пока сам не остановится, фиксируется время.
Саша К. — 1 мин. 46,2 сек.
Виталий А.- 50,4 сек.
Тимофей Г.- 1 мин. 8,5 сек.
И так далее.
По лучшему результату определяется победитель среди мальчиков и среди девочек. Победители награждаются грамотами.
5 тест
Цель: Определить настойчивость и целенаправленность.
Для каждого ребенка индивидуально из расчета выше поднятой руки по результату подскока вверх с места подвешивается бубен (погремушка). Задание: позвонить бубном (погремушкой) столько раз, сколько сможешь, для этого надо подпрыгнуть и ударить по бубну (погремушке) рукой. Тест выполняется в течении 3 мин. Фиксируется количество попыток, время, в течении которого ребенок был активен, и его поведение во время выполнения задания.
6 тест
Цель: Определить решительность
На базе подвижной игры «У медведя во бору»
На одной стороне площадки «берлога медведя», на расстоянии 20 м. от нее дом, где живут дети. Для теста на расстоянии 1 м., 2 м. и 3 м. чертятся линии. Дети отправляются в лес по-грибы и ягоды. Со словами:
У медведя во бору грибы-ягоды беру — двигаются к «берлоге», имитируя сбор ягод и грибов
Доходят до жилища медведя, произносят:
А медведь не спит и на нас рычит. — убегают домой
Ведется наблюдение до какой линии доходит ребенок: низкий уровень решительности, если ребенок остановился на линии 3 м., средний — на линии 2 м., высокий — на уровне 1 м. от «берлоги». Фиксируется расстояние, на котором остановился ребенок и его поведение во время теста.
7 тест
Цель: выявить выдержку.
На базе подвижной игры «Лягушки и цапля»
Территория площадки- «болото», по краю болота разложены обручи — «кочки» (меньше чем «лягушек»), в стороне от «болота» обозначено «гнездо цапли». Дети произносят слова и прыгают:
Вот лягушки по дорожке скачут вытянувши ножки
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки
С окончанием слов «цапля» идет к болоту ловить «лягушек» дети — «лягушки» могут спастись от «цапли» на кочках. При этом они могут передвигаться только прыгая на двух ногах. Показателем волевых усилий служит выполнение детьми правил игры.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Тесты для определения выносливости
Диагностика физического развития дошкольников
Тест на определение координации у детей
Оставить комментарий