Формы летней оздоровительной работы в детском саду

Проводя лето в детском саду, дошкольники должны иметь возможность получать незабываемые, яркие впечатления. Летом воспитательно-образовательный процесс выходит за строгие рамки учебного года, открывая возможности опробовать разнообразные интересные формы физкультурно-оздоровительной работы. Одной из таких форм являются туристические походы. Туристические походы доставляют детям большое удовольствие, пополняют багаж знаний дошкольников о поведении в лесу, назначении предметов, которые могут пригодиться в походе, на практике закрепляют навыки основ безопасного поведения на природе, воспитывают бережное отношение к окружающей среде, формируют основы здорового образа жизни. Сегодня, однако, не многие рискнут выводить детей за пределы территории детского сада. Выход можно найти в организации необычных походов на территории детского сада, которые позволяет дошкольникам ощутить себя настоящими туристами. Важным элементом похода является выбор цели. Обозначенная идея путешествия объединяет детей в дружный коллектив, а ее выполнение приносит участникам похода большое моральное удовлетворение.
Целями туристического похода с детьми на территории детского сада могут быть

  • знакомство с общей территорией детского сада (круговой обход)
  • путешествие по игровым площадкам, знакомство с игровым оборудованием (организация «привала» на площадках с веселыми играми)
  • прохождение заданного маршрута из точки начала маршрута в конечную точку (по карте с использованием рельефа местности)
  • путешествие на сказочную поляну (в форме спортивного развлечения)

Воплощение любой из этих идей требует тщательной подготовки. Предварительная работа ложится на воспитателей: проводятся беседы о туристах, походах; рассматриваются картины, иллюстрации, фотографии; организуются дидактические игры: «Что понадобится в походе» «Растения нашего края», «Лесные обитатели», «Как читать карту»; дети, которые ходили с родителями в поход делятся опытом; разучиваются речовки и походные песни.
Инструктор по физкультуре составляет сценарий каждого похода, привлекая сотрудников ДОО к активному участию в мероприятии. Так, при знакомстве с общей территорией, детей встречают медицинские работники, садовники, повара, дворники, воспитатели и дети других групп, рассказывающие о «своей» территории и правилах поведения на территории детского сада. Путешествуя по игровым площадкам, инструктор выделяет интересное оборудование каждой площадки, подбирая под него специальную игру. Для похода по заданному маршруту, составляется карта с тем, чтобы проложить «самый трудный путь» с преодолением различных препятствий, с подъемами и спусками, переправами через естественные преграды. Путешествие на сказочную поляну сопровождается встречами со сказочными героями, обитателями леса. Каждая встреча детей с персонажами призвана принести новые знания о безопасном поведении на природе, о полезных растениях, повадках животных, туристическом снаряжении, пользе активного отдыха. В каждом походе предусматривается привал, где дети могут насладиться отдыхом, выпить сок (в коробочке с трубочкой), поделиться впечатлениями. Это позволяет детям не только подкрепиться, но создает особую атмосферу единения, усиливая впечатления о походе.

Конспект туристического похода на территории ДОО

Знакомство с территорией детского сада

Прежде чем отправиться в поход, инструктор заходит в группу к детям перед завтраком, он одет по-походному, на плечах -рюкзак, на шее бинокль. Обращается к детям:
Я собираюсь в поход, хотите со мной?
Дети: Да!
Тогда подкрепитесь, съешьте весь завтрак, вам понадобится много силы, путешествие будет долгим.
Дети после завтрака выходят на улицу, где их ждет инструктор.

Инструктор рассматривает детей в бинокль: Дайте я на вас посмотрю, вижу, все в хорошем настроении и готовы отправиться в поход.

Чтобы нам не растеряться
Надо быстро посчитаться
Отряд! Становись в ряд!
Сейчас я вас сосчитаю. (дети старшего дошкольного возраста рассчитываются сами
И так, нас …. человек.

Инструктор:
Чтобы было веселей в пути
Надо пару себе найти.

Проводится игра «Найди себе пару»
Дети строятся парами.
Отправляясь в путь, про друга не забудь, запомните свою пару, чтобы возвращаясь назад мы никого не забыли. А, чтобы в пути было веселей, давайте послушаем песенку туристов.
Дети идут за инструктором по физкультуре, слушают песенку из мультфильма «Слоненок-турист». (старшие дошкольники могут петь сами)
Доходят до крыльца в медпункт. Их встречает медицинская сестра.

Медсестра: Здравствуйте, ребята, какая у вас интересная песенка, далеко ли вы направляетесь?
Дети: Мы идем в поход.
Медсестра: Какие молодцы, поход это так интересно. Сейчас вы находитесь у входа в медицинский кабинет, если вам понадобится помощь врача, вы всегда можете найти его здесь но иногда медицинскую помощь можно оказать прямо в лесу, используя полезные растения. Например, если вы нечаянно поранились о корягу, вы можете найти подорожник и приложить его к ране. Подорожник получил такое название, потому что он растет вдоль дорог. Давайте я вам его покажу, находит подорожник, показывает его детям. Можно сорвать подорожник, протереть его и приложить к ране, кровь остановится, рана заживет быстрее. Попробуйте найти подорожник, только не рвите его напрасно, просто запомните, как он выглядит. В лесу много целебных трав.
Инструктор: Спасибо, теперь мы знаем, где находится медицинский кабинет и как обработать рану в лесу. Нам пора идти дальше.

Дети продолжают идти по периметру. Подходят к большой клумбе. На клумбе трудится садовник (если нет в штате, то наряженный взрослый).
Инструктор: Ребята, посмотрите, какая красивая клумба, на ней трудится садовник
Садовник: Здравствуйте, дети, далеко ли вы направляетесь?
Дети рассказывают, что они совершают поход по территории детского сада.
Садовник: Поход это очень интересно, я бы тоже пошел с вами, но у меня много работы, я ухаживаю за растениями, чтобы наш детский сад выглядел красиво.
Инструктор: Ребята, кто знает, какие цветы растут на клумбе?
Дети называют знакомые растения.
Садовник: Молодцы, а еще здесь растут (перечисляет не названные цветы). Садовые цветы требуют заботы, чтобы они хорошо цвели я рыхлю землю, убираю сорняки, поливаю из лейки. Сейчас я как раз собираюсь поливать цветы, хотите мне помочь?
Дети соглашаются.
Садовник объясняет детям, что поливать цветы надо аккуратно, лить воду не сверху, а под корень, подходить к растениям аккуратно, чтобы не затоптать другие цветы.
Дети берут заранее заготовленные лейки, поливают растения по краю клумбы.
Садовник благодарит детей.
Инструктор: Давайте поблагодарим садовника и отправимся дальше. Помните, кто с кем стоял в паре, скорее посмотрите, все ли на месте, (осматривает детей в бинокль) все, ну тогда в путь!

Инструктор обращает внимание детей на игровую площадку, где гуляют дети ( параллельной группы), давайте зайдем к ним в гости.
Детей встречает воспитатель группы с детьми.
Воспитатель группы: Здравствуйте, ребята, далеко ли вы направляетесь?
Дети рассказывают, что они в походе по территории детского сада.
Воспитатель группы: Мы рады, что вы зашли к нам в гости, а где вы уже побывали?
Инструктор: Ребята, давайте, где мы были не расскажем, а что делали покажем.
Инструктор и дети договариваются, кто будет изображать цветы, а кто будет имитировать полив клумбы, показывают. Дети другой группы отгадывают: вы помогали садовнику поливать цветы.
Инструктор: Молодцы, быстро отгадали, давайте поиграем в садовника.
Проводится подвижная игра «Садовник»
Инструктор: спасибо, что поиграли с нами, но нам пора идти дальше.
Дети строятся, идут по территории, приходят на спортивную площадку.
Инструктор: это место вам хорошо знакомо, расскажите, чем вы занимаетесь на спортивной площадке.
Ответы детей.
Проводится игра- эстафета «Нужные вещи»
Дети строятся в три колонны у ограничительной черты. На расстоянии 5-6 метров в обручах перед каждой командой лежат нужные и не нужные вещи для похода по 5 разных наборов тех и других. Дети из каждой команды по одному бегут к обручу, выбирают «нужную» вещь, возвращаются, касанием за плече передают эстафету, встают в конец своей колонны. По окончании вместе проверяют правильность выполнения задания, объясняя для чего в походе понадобится тот или иной предмет
Инструктор: отлично посоревновались, много интересного узнали, пора двигаться дальше, вспомните, кто с кем стоял, посмотрите, никто не отстал в походе,(осматривает детей в бинокль) мы продолжаем поход, впереди — огород.
Детей встречает огородное пугало (переодетый взрослый).
Пугало:
Много дней я здесь стою
Охраняю грядки
Для чего сюда пришли
Хорошие ребятки

Инструктор: мы совершаем поход по детскому саду, много интересного узнали, хотим посмотреть, хорош ли урожай на нашем огороде.

Пугало:
Урожай совсем не плох
Здесь петрушка и горох
Хорошо подрос шпинат,
И сиреневый салат
Собирайте с грядки
Урожай, ребятки.
Детям предлагается собрать урожай зелени и отнести его на кухню для заправки супа.
Собирая зелень, дети рассматривают укроп, петрушку, зеленый лук, нюхают, определяют различия.
Проводится игра «Узнай по запаху»
Дети закрывают глаза, нюхают растения, стараются отгадать, что это: укроп, лук или петрушка.
Инструктор предлагает детям продолжить путешествие и по пути занести урожай на кухню.
Возле кухни детей встречает повар.
Инструктор: ребята, вы узнали, кто это?
Ответы детей.
А что повар делает в детском саду?
Дети:
Он обед для нас готовит
Суп с капустой и компот
Аппетитная картошка
Так и просится к нам в рот.

Повар: спасибо за добрые слова, расскажите, куда вы идете.
Дети рассказывают повару, что совершают поход по территории детского сада, заходили на огород, принесли зелень для супа.
Повар: Спасибо, теперь обед будет еще вкуснее. Знаете, ни один поход не обходится без привала, во время которого неплохо подкрепиться, я угощу вас вкусным соком.

Организовывается привал, на траве расстилаются попоны, дети рассаживаются и пьют сок из маленьких коробочек через трубочку.

Инструктор: Хороший привал не обходится без веселой песни.
Детям предлагается спеть песенки из знакомого репертуара (ранее разученные на музыкальных занятиях).

Инструктор: Хорошо отдохнули, много узнали, что вам понравилось в походе.
Ответы детей.
Инструктор: Вижу, что наш поход по территории детского сада вам понравился, но теперь пора возвращаться в группу, там нас ждет вкусный обед, приправленный зеленью, которую мы вырастили и собрали на огороде.
Вставайте парами, проверьте, все ли на месте (осматривает детей в бинокль).
Под музыкальное сопровождение «Турист» дети возвращаются в детский сад.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ
Пешая прогулка по территории ДОО