Круговая тренировка как форма организации физкультурного занятия в ДОО.
По материалам лекции для инструкторов по физкультуре детского сада.
Круговая тренировка — организационно-методическая форма образовательной деятельности, направленная на осуществление комплексного развития физических качеств. Метод круговой тренировки разработан английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсом.
Основу круговой тренировки составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядоченной схемой — символом круговой тренировки.


Круговая тренировка на занятиях физкультуры дошкольников применяется для повышения тренирующего эффекта, совершенствования двигательных навыков на стадии закрепления основных движений.
Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения 4-5 «станций» — мест, где расставляется соответствующее оборудование. Оборудование располагается в зале или на спортивной площадке по кругу (по периметру) так, чтобы путь через него образовывал замкнутый контур.
На каждой «станции» выполняется один вид движений или действий на конкретные группы мышц или 1-2 упражнения общего воздействия. Число повторений (прохождение полного круга) зависит от задач тренировки и возраста детей.

Особенности построения занятия по методу круговой тренировки

  • использование хорошо освоенных упражнений
  • последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных «по кругу»
  • смена тренирующих упражнений на «станциях»
  • регламентация работы и отдыха на каждой «станции»
  • последовательное включение в работу различных мышечных групп и систем организма
  • многократное выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования нагрузки


Компоненты определяющие направленность воздействия упражнений в круговой тренировке

  • вид и характер упражнений
  • количество повторений упражнения
  • темп выполнения упражнения
  • характер и продолжительность интервалов отдыха между подходами

Виды круговой тренировки

Непрерывно-поточный

  • упражнения выполняются слитно одно за другим с небольшим интервалом отдыха
  • постепенное повышение нагрузки за счет повышения мощности работы и увеличения количества упражнений в одном кругу
  • способствует развитию выносливости

Поточно-интервальный

  • базируется на выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы 50% от максимальной на каждой «станции» с минимальным интервалом отдыха
  • интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения кругов
  • способствует развитию общей и силовой выносливости

Интенсивно-интервальный

  • используется с ростом уровня физической подготовленности детей
  • большая мощность работы при больших интервалах отдыха — до 1,5-3 мин.
  • развивает максимальную силу

Приемы проведения круговой тренировки

«Равномерный»

  • упражнения выполняются в произвольном ровном темпе, регулируются за счет количества пройденных кругов
  • время отдыха стабильно

«Пирамида»

  • упражнения выполняется в разном темпе с постепенным увеличением нагрузки
  • время отдыха стабильно

«Максимальный»

  • упражнения выполняется в максимально быстром темпе, возможном в данный момент
  • время отдыха минимально

Этапы организации круговой тренировки дошкольников

1 этап

Выбор содержания круговой тренировки

Выбор содержания круговой тренировки обусловлен

  • возрастом и особенностями физического состояния дошкольников
  • задачами физического воспитания
  • содержанием программы по физическому развитию
  • наличием физкультурного оборудования и инвентаря
  • местом круговой тренировки в различных формах физического воспитания

2 этап

Подготовка к круговой тренировке

Подготовка к круговой тренировке предусматривает

  • разметку площадки, подготовку необходимого оборудования и инвентаря, определение рациональной последовательности их размещения
  • создание «станционных» плакатов с образной графической информацией
  • продумывание методов организации детей, приемов раздачи и сбора инвентаря
  • определение параметров физической нагрузки и способов ее регулирования с учетом индивидуальных особенностей детей
  • выбор музыкального сопровождения, соответствующего движениям, темпу их выполнения и создающего положительный эмоциональный настрой

3 этап

Создание у детей интереса к круговой тренировке

Создание у детей интереса к круговой тренировке предполагает применение заранее продуманных организационно-методических приемов

  • использование сюжетных комплексов, приемов имитации и подражания
  • яркое, эстетичное оформление «станций»
  • применение различных атрибутов(гантели, скакалки, гимнастические палки и др.)
  • использование художественного слова

4 этап

Объяснение смысла и способов поведения

Организация и объяснение смысла и способов поведения круговой тренировки включает

  • размещение детей в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все «станции» и выполняемые на них упражнения
  • создание у детей мотивации к выполнению круговой тренировки
  • объяснение двигательных заданий на каждой «станции» и последовательности прохождения «станций» одновременно с показом выбранными для этого детьми различных вариантов упражнений
  • размещение детей по станциям
  • выполнение детьми упражнений на «станциях» под наблюдением инструктора

5 этап

Руководство деятельностью детей

Руководство деятельностью детей в процессе круговой тренировки включает

  • наблюдение инструктора за действиями занимающихся, исправление ошибок, поощрение правильного выполнения упражнений
  • оказание помощи и страховки
  • контроль и регулирование нагрузки

Дифференцирование нагрузки во время круговой тренировки

Во время круговой тренировки дифференцировать нагрузку можно следующим образом

  • изменять продолжительность выполнения и количество повторений упражнений на «станциях»
  • изменять количество станций
  • изменять количество кругов
  • изменять темп выполнения упражнений
  • изменять интервалы отдыха
  • изменять способы и условия выполнения упражнений на «станциях»

Возможности круговой тренировки

Круговая тренировка зарекомендовала себя как эффективная форма физической подготовки благодаря следующим возможностям

  • широкий выбор упражнений различной направленности, позволяющих оказать разностороннее воздействие на организм занимающихся
  • возможность совершенствовать различные двигательные навыки и развивать различные двигательные качества
  • обеспечение высокой моторной плотности занятия
  • индивидуализация педагогических воздействий
  • относительно точное дозирование физической нагрузки
  • согласованность содержания упражнений на «станциях» с программным материалом
  • возможность применения в различных частях занятия, в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач
  • одновременное с самостоятельное выполнение упражнений большим количеством занимающихся с использованием максимального числа оборудования и инвентаря

Достоинства круговой тренировки

  • совершенствование основных движений и развитие физических качеств и способностей
  • повышение общей физической подготовки детей, развитие выносливости к различным физическим нагрузкам
  • регулирование моторной плотности занятия, развитие умственных способностей, умения совмещать умственную и двигательную деятельности
  • воспитание коллективизма, взаимопомощи, целеустремленности, ответственности

Недостатки круговой тренировки

  • не всегда учитываются физиологические закономерности нормирования двигательных качеств в одном тренировочном занятии, обеспечивается лишь комплексное их развитие без строгого дифференцирования
  • непрерывно-поточный метод выполнения упражнений предполагает стандартное (одинаковое со всеми, для занимающихся с различными функциональными возможностями) время отдыха
  • требуется большое количество оборудования и инвентаря