Детям предстоит пройти испытания на время, показать сплоченность команды, проявить умение оказывать доверие и поддержку членам команды, проявить свои волевые качества.
Перед проведением игры детей знакомят с основными правилами и персонажами игры.
Игра Форт-Боярд проходит в несколько этапов
1-Поиск ключей
Необходимо собрать 9 ключей, для этого надо пройти 9 испытаний, за каждое пройденное испытание команда получает ключ.
Задания могут быть командными и индивидуальными. Игрок, не успевший выполнить индивидуальное задание за назначенное время, становится пленником и до конца первого этапа, не может участвовать в испытаниях, а команда не получает ключ.
2-Зал суда
Если после прохождения 1 этапа у команды есть пленники и нет необходимых 9 ключей, она отправляется в зал суда, где получает недостающие ключи и освобождает пленников в обмен на выполнение мини-заданий.
3-Волшебное слово
Члены команды обменивают ключи на подсказки. Подсказки — слова, которые являются ассоциацией к ключевому слову, открывающему доступ к золоту форта.
4-Сокровища форта Отгадав кодовое слово дети получают доступ к сокровищам.

Хорошо делать фото, чтобы в конце игры посмотреть слайд шоу.

Команда состоит из 6 человек.
Можно проводить игру с несколькими командами одновременно с небольшим интервалом ( в этом случае удобно задействовать несколько помещений детского сада) у каждой команды должен быть свой сопровождающий. Команды могут соревноваться между собой во времени прохождения игры.

В игре задействованы персонажи: Старец Фура, Пастам, Хранитель времени, Фокусник, Воин, Пират, Русалка, Тень.


Роль Пастама (в задачи которого входит сопровождение игроков к старцу Фура, а так же на задания) исполняет инструктор по физкультуре.

Ход игры «Форт-Боярд»

1 этап — Поиск ключей

Пастам дает гонг на начало игры и сопровождает команду к Старцу Фура
Встреча со Старцем Фура
Старец Фура: Вы пришли за сокровищами, но получить их совсем не просто. Вас ждут испытания, где придется проявить смелость, сноровку, смекалку, показать, как вы умеете понимать и поддерживать друг-друга. Если вы готовы, то слушайте…

Старец Фура загадывает загадку:

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)

Старец Фура: да, это часы, часы показывают время, время летит очень быстро, его надо беречь, не тратить зря.
Старец Фура отдает ключ за правильный ответ.
1 ключ (получают обязательно)
Пастам сопровождает команду к Хранителю времени
Встреча с хранителем времени
Хранитель времени проводит небольшую разминку.
Бьют часы на старой башне: Тик-тик-Тик-так,тик-так, А стенные побыстрее: Тики-таки, тики-таки. А карманные спешат: Тик-так, тик-так, тик-так.
(Дети выполняют наклоны в стороны, как маятник, постепенно убыстряя темп.)
Хранитель времени: видите, как ускоряется время, берегите его. Сегодня вы пройдете трудные испытания, на выполнение которых отведено очень мало времени. Показывает детям песочные часы. (Дети смотрят, как быстро песок пересыпается из верхней колбы в нижнюю) Свой следующий ключ вы добудете в башенных часах. Помните, что испытание закончится, как только песок окажется в нижней части колбы.
Испытание «Башенные часы»
Для этапа понадобится макет часов выполненный из квадратной коробки, в месте циферблата- круглое отверстие диаметром больше мяча, дна у коробки нет. Внутри коробки крепится ключ, который легко упадет при попадании мяча внутрь коробки, к ключу привязана веревка, которая прокладывается по полу к черте начала испытания. Под макет часов крепится гимнастическая доска под наклоном так, чтобы прокатываемый по ней мяч, мог закатиться в отверстие коробки.

Задание индивидуальное, команда принимает решение, кто будет его выполнять.

Действия: ребенок подходит к наклонной доске, прокатывает по ней мяч, мяч катится по доске вверх, попадает в отверстие «часов», ключ вместе с мячом падает вниз, ребенок видит ключ к которому привязана веревка, определяет, что надо подтянуть ключ за веревку, получает ключ.
2 ключ (могут не получить и потерять игрока)
Если за отведенное время игроку не удастся получить ключ, он попадает в плен (садится на гимнастическую скамейку)

Пастам сопровождает команду к Воину
Встреча с Воином
Воин: С давних пор мечтал человек об удивительной зоркости, чуткости и меткости и поселил в сказочном мире трех героев.
Первого звали «Все вижу из деревни Ясны Очи». Он становился у одного конца радуги и видел, какая мошка ползет под другим.
«Заячье Ухо из города Любопытных» — прозвище второго. Он прикладывал ухо к земле и слышал, что делается на небе.
Имя третьего было «Хорошо стреляй из местечка Прямо в цель». «Мне, — говорил третий, — ничего не стоит попасть за тысячу верст в глаз мухе: хочешь — в правый, хочешь — в левый».
Мост из столетий соединяет мечту с действительностью. Многие сказки стали былью.
В нашей Армии есть воин, который обладает чудесными свойствами всех трех сказочных героев. Незримый, как воздух, и беззвучный, как тень, подкрадывается он к врагу. Он видит сквозь стены, слышит, как растет трава. Имя этого воина — снайпер.
В сказке все делается очень легко, на то она и сказка. Потер герой волшебную лампу — смотришь, неизвестно откуда появился хрустальный дворец; повернул перстень — ив мгновение ока перенесся за тридевять земель.
Совсем не так в действительности. В действительности «чудо» создается знаниями и трудом.
Никакое волшебство не поможет стрелку попасть без промаха в цель. Снайперское дело — большое и сложное искусство. Недостаточно обладать от природы зорким глазом и твердой рукой. Снайпер должен настойчиво учиться и много тренироваться, должен знать как свои пять пальцев винтовку и законы полета пули.
Но это не все.
Поле боя — не тир. На каждом шагу подстерегают здесь снайпера неожиданности. Плохо придется ему, если он растеряется. Но у снайпера храброе сердце и крепкие нервы.
(Теодор Соломонович Гриц «Меткие стрелки» — отрывок из книги)

Сможете ли вы выполнить следующее задание?
Надо обладать умениями снайпера.
Испытание «Воздушные шары»
Для этапа понадобятся дротики и надувные шары- 6 штук, в одном из шаров находится ключ.
В испытании могут принимать участие все члены команды по очереди. Игрокам даются дротики, которыми надо попасть в шар, в одном из лопнувших шаров обнаруживается ключ.
Действия: игрок подходит к ограничительной линии, берет дротик, бросает в шары, если бросок удачный, и ключ найден дети переходят к следующему заданию, если бросок не удачный, к старту подходит другой игрок, каждый игрок может выполнить один бросок, если все игроки команды выполнили по броску, но ключ не добыли, игроки переходят к другому заданию без ключа.
3 ключ (могут не получить, но игроки остаются все)
Пастам сопровождает команду к Фокуснику
Встреча с фокусником
К детям выходит Фокусник
В руках у него шкатулка, фокусник читает стих, выполняет манипуляции со шкатулкой: крутит, вертит в руках, показывает пустую шкатулку, закрывает, трясет, дети слушают, как в шкатулке что-то брякает.

Фокус простой:
Сундук пустой,
В нем нет ничего!
Закроем его!

Запрем!
Завяжем!
Перевернем!
Послушайте:

Что шевелится в нем?
Дети высказывают предположения
Испытание «Волшебная шкатулка»
Задание индивидуальное, команда принимает решение, кто будет его выполнять.

Перед игроком 5-6 разных шкатулок, в одной из них ключ, ребенок открывает шкатулки, пока не найдет ключ. Время ограничено, если игрок не уложился по времени, он становится пленником.
4 ключ (могут не получить и потерять игрока)
Пастам сопровождает команду к Пирату
Встреча с пиратом
Я верю, что пиратство
Мне принесет богатство!
Ведь признается всеми:
Такое нынче время!
Ё-хо-хо! Пиратство
Мне принесет богатство!

Пират: ключ от Форта останется у меня! Вам никогда не справиться с заданием!
Испытание «Узлы»
При выполнении задания могут быть задействованы все игроки: кто-то развязывает, кто-то держит, кто-то помогает советом.

Перед детьми канат завязанный в различных местах. Ключ находится в середине каната.
Чтобы добыть ключ, команде потребуется полностью освободить канат от всех узлов. После этого ключ окажется на свободе, его можно забрать. Задание выполняется на время, если время закончится, а задание не выполнено, игроки остаются без ключа.
5 ключ (могут не получить, но игроки остаются все)
Пастам сопровождает команду к Русалке
Русалка стоит в центре круга, обозначенного веревкой, или мелом.
Встреча с русалкой
Я живу в подводном царстве,
Солнца яркого не вижу,
Не хожу я по земле.
Я венок из белых лилий
И из водорослей красных
В волосах своих ношу.
По теченью, словно рыба,
Я плыву, и мои косы
Развеваются в воде.
Русалка: проверю, какая вы храбрая команда и скажу, где добыть ключ, но тот, до кого я успею дотронуться навсегда останется в подводном царстве.
Детям предлагается запрыгивать в круг, когда Русалка удаляется от них, и выпрыгивать из круга, когда Русалка к ним приближается . (никто не попадается, все продолжают испытания)
Русалка: Вы очень смелые, ключ найдете на дне подводного царства
Испытание «За чертой»
Ключ лежит в центре круга, диаметр круга большой настолько, что ребенок не может до него дотянуться,
Выбранному участнику предлагается своеобразная удочка (палка с крючком на конце, с помощью неё можно получить ключ. Испытание могут проходить все игроки по очереди
6 ключ получают обязательно

Пастам сопровождает команду в царство теней
Встреча с тенью
Тень:
Есть у всех на свете тень.
Только лишь наступит день,
Сбоку или за спиной
Тень твоя всегда с тобой.
Ну, а если солнца нет,
Исчезает тени след. (Евгения Урусова)
Посмотри скорей, какую
Тень длиннющую, прямую
Ты отбросил на дорожку —
Поиграй-ка с ней немножко!
Моментально за тобой
Повторит она движенья. (М. Лэнг)
Проводится игра «Тень»
Дети стоят врассыпную лицом к ведущему, ведущий выполняет движения в разном темпе, дети-тени, повторяют. Игроки получают ключ
7 ключ (ключ получают обязательно)
Пастам сопровождает команду в логово паука
Логово Паука
Дети подходят к логову Паука ( место оформлено паутиной, в паутине паук-игрушка или рисунок)
Пастам :
Сеть большую сплел паук
У него ведь восемь рук.
У меня всего лишь две,
Не сплести так ловко мне.
Испытание «Паутина»
Перед участниками растянуты нити переплетенные на разной высоте. Ключ находится позади всех этих нитей. Цель — аккуратно перемещаться между натянутыми нитями и добраться до ключа. Игрок имеет право коснуться нитей два раза, после третьего касания испытание прекращается, ключ получить невозможно.
8 ключ (ключ могут не получить и потерять игрока)
Пастам сопровождает команду к следующему испытанию
Это испытание сможет пройти самый отважный, самый бесстрашный.
Испытание «Мусорные ведра»
В ряд ставится 5 ведер, наполненных перьями; поролоновыми обрезками; короткими нитками и веревками разной фактуры; пластмассовыми бутылочными пробками; мятыми бумажками. Ключ находится в одном из ведер.
Участнику предстоит с помощью рук обследовать эти ведра и отыскать ключ.
Внутри всех ведер находятся похожие на ключи объекты-обманки, и только внутри одного — ключ.
Задание выполняется на время, если игрок не успевает выполнить задание, он попадает в плен, команда остается без ключа.
9 ключ (ключ могут не получить и потерять игрока)

2 этап — Зал суда

По итогам первого этапа при самом плохом раскладе, дети обязательно получат 3 ключа, но могут потерять 4-х игроков и не получить 6 ключей. Поэтому для второго этапа надо подготовить 10 мини-заданий(в ходе игры могут понадобится не все задания, но подготовить надо 10)
На прохождение второго этапа допускаются игроки не попавшие в плен. С каждым выполненным заданием освобождается один игрок. Выполнив все задания, команда в полном составе получает 9 ключей.
Интеллектуальные мини-игры и задания
Любые задания, с которыми смогут справится дети, например:
1- собрать пазл (любая разрезная картинка)
2- продолжить логическую цепочку ( квадрат, треугольник, овал, квадрат…)
3- чего не хватает (предметы в квадратах)
4- соединить предмет с тенью (на листе бумаги изображено несколько предметов, напротив их тени в разнобой, надо карандашом соединить тень и предмет)
5- задание со спичками (переложи одну спичку, чтобы домик был повернут в другую сторону)
6 — отгадай предмет (волшебный мешочек)
7- чей домик (Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?)
8- найди одинаковые предметы (шапки с разными рисунками и только две одинаковые)
9- что лишнее (велосипед, скейт, самокат, кукла)

3 этап- Волшебное слово

Пастам сопровождает команду к Старцу Фура
Команда передает ключи старцу
! Если игра затянулась, Старец Фура может обменять ключи на слова-подсказки, дети отгадывают слово и получают доступ к сокровищам. (на этом 3 этап будет завершен)

Если все прошло динамично, испытания продолжаются.

Старец Фура: Вы прошли два этапа игры, достали ключи, но чтобы получить сокровища надо отгадать главное слово. В испытаниях вы получите подсказки, а первую подсказку вы можете получить отгадав мою загадку.

(Мы будем отгадывать слово «Семья»)

Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — … (мама)

Старец Фура передает детям капсулу (используется желтая капсула от Киндер-сюрприза) с первой подсказкой (слово «мама»)

Получив первую подсказку дети отправляются к Хранителю времени
Хранитель времени: вы знаете, что время быстро кончается, а знаете, как оно обозначается?
Задание- поставить стрелки часов так, чтобы они показывали 1 час 25 минут.

Хранитель дает детям вторую подсказку (слово «фамилия»)

Получив вторую подсказку дети отправляются к Пирату

Пират: Скоро Форд отдаст вам свои сокровища, больше мне здесь делать нечего, пора сниматься с якоря. Подсказку я опустил на дно океана, вы получите ее подняв якорь.

Якорь привязан к длинной веревке, «вытянув» якорь дети получают подсказку (слово «забота»)

Дети отправляются к Фокуснику.

Фокусник: Подсказка находится в капсуле, капсула в большой бутыли, руками ее достать невозможно, если вы догадаетесь, как достать капсулу- получите подсказку.

Капсулу достают заполнив бутыль водой. Извлекают подсказку (слово- «папа»)

Дети отправляются к Русалке

Русалка: Добыть подсказку можно перебравшись на противоположный берег реки
Площадка делится на «два берега», на одном — Русалка, на другом- дети.
Переправа осуществляется при помощи дощечек, которые надо перекладывать чтобы делать следующий шаг. Когда вся команда окажется на «противоположном берегу», Русалка отдает им капсулу с подсказкой.

Дети получают подсказку (слово «Поколение»)

Дети отправляются к Воину

Воин:
Кто свою Отчизну от лихих врагов,
Не жалея жизни, защищать готов?

Дети отвечают Воину.

Если станет серым небо над страной,
Кто же будет первым на передовой?

Дети отвечают Воину.

Чтоб быть защитниками, мало лишь мечтать;
Сильными и смелыми предстоит вам стать

Только тренировка позволит стать сильными и ловкими. Пройдя полосу препятствий вы получите следующую подсказку.

Команда проходит полосу препятствий — любые модули выставленные ряд: гимнастическая скамейка, дуга, конусы, кубы.

Дети получают подсказку (слово «Род»)

Дети отправляются к Тени

Тень:
За тенью внимательно проследите,
Слово подсказку найдите!

Тень поднимает руку (возможно понадобится подсветка), тень руки указывает на место, где спрятана подсказка.
Дети получают подсказку (слово «Любовь»)

Дети возвращаются к Старцу Фура

Старец Фура:
У вас уже много подсказок, возможно вы уже знаете волшебное слово? Не говорите, лучше еще одну подсказку получите.

Четыре стены,
Печь внутри, Крыльцо снаружи, Спасает от стужи!
Автор: Леонов В.А.
Дети получают подсказку (слово «Дом»)

4 этап- Сокровища Форта-Боярд

Старец Фура: Думайте! Думайте! Доступ к сокровищам откроет только одно слово!
Если дети не догадываются, можно предложить последнее испытание: коробку с капсулами, в которых есть слова-подсказки. (стоит заготовить, слова: брат, сестра, бабушка, дедушка)
Старец Фура: (! Когда дети готовы собрать правильное слово) Отправляйтесь в комнату букв, составляйте отгаданное слово. Если вы правильно отгадали Волшебное слово, откроется доступ к сокровищам.
Пока дети собирают слово, выставляется сокровищница (можно использовать бутыль от куллера, внизу, ближе ко дну бутыли проделать 4 отверстия так, чтобы свободно входила рука ребенка, набравшая горсть конфет- «монеток», отверстия надо обработать, чтобы не поранить руки детей, конфеты сыпятся в емкость из воронки)
Дети складывают слово «Семья»
В тот же момент в емкость начинают сыпаться «монетки». Это сигнал к действию Детям надо подбежать к емкости, взять горсть конфет, отнести на поднос, подходить к емкости могут одновременно 2-4 ребенка. Для сбора сокровищ устанавливается время.
В конце дети подсчитывают «монетки», делят поровну.

Также можно просто наградить детей шоколадными монетками

В завершении игры дети с удовольствием посмотрят слайд-шоу мероприятия.