Подвижные игры на лыжах для детей дошкольного возраста

Подвижные игры на лыжах для детей 2 младшей группы
Подвижные игры на лыжах для детей средней группы
Подвижные игры на лыжах для детей старшей группы
Подвижные игры на лыжах для детей подготовительной группы


Последовательность обучения дошкольников ходьбе на лыжах
Структура ходьбы на лыжах близка по своей сути к обычной ходьбе.
Для того, чтобы дети захотели обучаться ходьбе на лыжах их надо заинтересовать.
Для этого им стоит предложить посмотреть интересное видео, фотоснимки, познакомить с лыжным инвентарем, объяснить его предназначение. Провести тренировочные занятия по самообслуживанию — научить надевать и снимать лыжи, защитную амуницию. Дать почувствовать ощущение отягощения лыж на ногах — «чувство лыж» и почувствовать такое необычное ощущение, как «чувство снега».
Сформировать правильные двигательные навыки ходьбы на лыжах у дошкольников возможно лишь при условии системного обучения.
Систему обучения условно можно разделить на три этапа.
На первом этаперебенку дается общее представление о движении. Здесь ведущую роль отводим личному показу сопровождающемуся объяснением.
На втором этапепоказываем и объясняем движение с постановкой ребенку определенной задачи.
На третьем этаперебенку должно быть достаточно объяснения с краткими словесными указаниями.
Перед занятием надо проверить, как дети чувствуют лыжи. Для этого можно выполнить несколько упражнений.
Упражнение 1
Стоя на лыжах на снегу, приподнять носок одной лыжи, опустить. Пятка прижата к снегу. То же повторить другой ногой. Упражнение выполнить несколько раз, медленно.
Упражнение 2
Приподнять носок одной лыжи, отвести его в сторону, поставить на снег, затем приставить ногу. То же выполнить другой ногой. Упражнение нужно медленно повторить несколько раз. Сохранять равновесие.
Упражнение 3
Сделать несколько поочерёдных переступаний лыжами. Сначала в одну сторону, потом в другую. Следить за переносом веса тела на опорную ногу.
Упражнение 4
Выполнить лёгкие прыжки на месте на двух лыжах одновременно.

Занятия по обучению ходьбе на лыжах в ДОО начинают проводить с 3-4 лет

-вызвать заинтересованность детей
-познакомить с лыжным инвентарем
-научить надевать и снимать лыжи, защитную амуницию
-научить стоять на параллельно лежащих лыжах — «чувство лыж»
-отработать удержание динамического равновесия при ходьбе на лыжах в помещении
-отработать удержание динамического равновесия при ходьбе на лыжах на утрамбованной снежной площадке
-обучить передвижению на лыжах ступающим шагом
-обучить выполнять повороты на месте переступанием

Подводящие упражнения для обучения ходьбе ступающим шагом

Упражнение 1
Выполнять ступающие шаги поочерёдно правой и левой лыжами, немного смещаясь вправо или влево. Упражнение выполнять медленно.
Упражнение 2
Стоя на лыжах на снегу, поднять носок правой лыжи, согнув ногу в колене. Сделать шаг вперёд, поставить лыжу на снег, сместить вес тела на ногу, которая поставлена впереди, затем приставить другую ногу. Повторить несколько раз.

Подводящие упражнения для выполнения разворотов

Упражнение 1
Переступая носками вокруг пяток, нарисовать на снегу солнце. Стараться выполнить рисунок чисто и чётко, расположить «лучики солнца» на одинаковом расстоянии друг от друга.
Упражнение 2
Переступать поочерёдно то в одну, то в другую сторону правой и левой пятками лыж. Носок лыжи от снега не отрывать, движение выполнять только пяткой.
Упражнение 3
Переступая вокруг носков лыж, нарисовать снежинку.
Упражнение 4
С помощью переступаний вправо и влево нарисовать на снегу лесенку.

Подвижные игры на лыжах для детей 2 младшей группы

Топай-хлопай
Цель: Обучать владению лыжами, учить удерживать равновесие
Дети стоят на лыжах в кругу. Вместе с инструктором поднимают поочередно то правую, то левую ногу приговаривают: «Ножки, ножки, топ-топ-топ!». Затем приседают и говорят: «Ох!». Встают хлопают в ладошки приговаривая: «Ручки, ручки, хлоп-хлоп-хлоп!»
Повтор — 3-4 раза.
Ножка ножку догоняла
Цель: Обучать переступающему шагу (подводящее упражнение к поворотам переступающим шагом)
Дети стоят в шеренге. Инструктор стоит напротив. Говорит слова и показывает действия.
Скоком − боком, скоком − боком,
Ходит галка по дорогам.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
Ножка ножку догоняла,
Все бочком за ней скакала.
По команде, дети вместе с инструктором отставляют левую ногу и приставляют к ней правую, делают 4-5 шагов в одну сторону, затем в другую.
Повторить 3-4 раза.
В гости к мишке
Цель: отработать удержание динамического равновесия при ходьбе на лыжах на утрамбованной снежной площадке, выполнять повороты переступанием.
Проводится на ровной площадке. Дети строятся на линии, с началом текста ступающим шагом двигаются к водящему (инструктору). С последними словами разворачиваются переступанием и, с небольшим ускорением, идут на линию старта.
Как-то мы в лесу гуляли
И медведя повстречали.
Он под елкою лежит,
Растянулся и храпит.
Мы вокруг него ходили,
Косолапого будили:
«Ну-ка, Мишенька, вставай,
И быстрей нас догоняй»
Замри!
Цель: закреплять ходьбу ступающим шагом, учить удерживать равновесие, реагировать на сигнал.
Мы шагаем, мы шагаем
Мы друг другу не мешаем
На раз, два, три
Все- замри!
Дети строятся на линии старта. С началом текста идут ступающим шагом по ровной площадке, по сигналу «Замри!» останавливаются. Повтор — 3-4 раза.
Повернись!
Цель: отработать удержание динамического равновесия при ходьбе на лыжах на утрамбованной снежной площадке, выполнять повороты переступанием.
Все шагают, все шагают,
Все шагают дружно!
Как услышите свисток
Повернуться нужно!
Дети встают в ряд. По сигналу идут ступающим шагом по утрамбованной снежной площадке, по сигналу в свисток дети разворачиваются кругом и идут в другую сторону. Повтор- 2-3 раза.
Не толкаться на поворотах, не продолжать движение, пока все не повернуться.
Снежинки
Цель: выполнять повороты переступанием на утрамбованной снежной площадке, закреплять ступающий шаг.
Дети стоят на утрамбованной площадке свободно. Инструктор читает текст, дети выполняют кружение на месте переступанием. Со словами «На землю ложатся», приседают. Со словами «Им никто не страшен» Расходятся по площадке.
Падают снежинки —
Золотые льдинки.
Падают, кружатся,
На землю ложатся.
Ветер налетает,
Волком завывает.
Нет снежинок краше —
Им никто не страшен!
Погремушка
Цель: отработать удержание динамического равновесия при ходьбе на лыжах на утрамбованной снежной площадке, закреплять развороты переступанием.

Что за славная игрушка
Эта чудо-погремушка,
Замечательна на вид,
Привлекательно звучит.
Дети идут ступающим шагом от одной линии до другой линии на которой разложены погремушки. Дойдя до погремушек дети берут их в руки и звенят погремушками, затем кладут их на место и возвращаются к первой линии.
Игра повторяется 2 раза.
Прокати игрушку
Цель: Закреплять навык ходьбы на лыжах ступающим шагом, контролировать равновесие.
Дети стоят на лыжах, в руках у них мягкая игрушка. По сигналу инструктора: «Прокати игрушку», дети идут на лыжах ступающим шагом с одной стороны площадки на другую.
По кривой дорожке
Цель: Закреплять навык ходьбы на лыжах ступающим шагом, контролировать равновесие.
Для игры понадобятся конусы (предметы, которые можно обходить)
Топ, топ ножки
Шагают по дорожке.
Дорожка кривая –
Ни конца, ни края.
Мы идем, идем, идем
И ничуть не устаем.
Дети идут ступающим шагом от линии старта в прямом направлении обходя препятствия.
Паровоз
Цель: Закреплять навык ходьбы на лыжах ступающим шагом, контролировать равновесие
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз.
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту-ту!
Дети встают в ряд по 4-5 человек на безопасном расстоянии, в каждом ряду дети держатся за веревку. По сигналу инструктора дети движутся вперед по укатанной площадке стараясь не расцепить веревку.
Кто быстрее до флажка
Цель: Отработать удержание динамического равновесия при ходьбе с ускорением ступающим шагом, тренировать в разворотах переступанием.
Посмотри-ка мой дружок,
Вот какой у нас флажок.
Мой флажок прекрасный,
Бело-сине-красный.
Дети стоят на линии, на противоположной стороне стоит инструктор с флажком. По сигналу дети ступающим шагом с ускорением идут к флажку. После того, как первый игрок доходит до флажка, все спокойно разворачиваются и идут на линию старта.
Игра повторяется 2-3 раза
Уборка
Цель: Закреплять навык ходьбы на лыжах ступающим шагом, контролировать равновесие, тренировать в поворотах переступающим шагом.
Все игрушки по местам
Я могу расставить сам
Но гораздо интересней
Убирать игрушки вместе.
Для игры понадобится по 2 игрушки на каждого ребенка (можно шарики).
Дети стоят на линии старта, на площадке разложены игрушки (шарики), дети идут на противоположную сторону площадки, левой и правой рукой поднимают игрушки по ходу.
Дойдя до финиша дети разворачиваются и идут с игрушками на линию старта.
Стрелки
Цель: Закреплять навык ходьбы на лыжах ступающим шагом, контролировать равновесие, развивать меткость.
Для игры заготовить снежки и мишени.
Тренировка, тренировка
На плече висит винтовка.
Я готов стрелять по цели
Только в тире по мишени.

Дети стоят на линии старта, по сигналу идут в прямом направлении к мишеням, доходят до линии броска, берут снежок и бросают в цель.
Веселей шагайте
Цель: Отработать удержание динамического равновесия при ходьбе ступающим шагом по лыжне.
Раз-два-три, раз-два-три,
Ноги поднимайте.
Раз-два-три, раз-два-три,
Веселей шагайте.
Для детей приготовлены 3-4 накатанных лыжни длиной 10 м. Дети по несколько человек встают друг за другом и проходят ступающим шагом по лыжне.

В 4-5 лет начинают с предыдущих упражнений, включают

-передвижение на лыжах скользящим шагом по утрамбованной снежной площадке
-подкат в присяде под воротца
-спуск с пологого склона в низкой стойке
-подъем на склон «лесенкой»
-повороты переступанием вправо и влево (обходя препятствия), вокруг пяток лыж (веер)

Упражнения для освоения спуска с горки.

Упражнение 1
Выполнить основную стойку на месте. Инструктор контролирует, правильно ли дети принимают стойку.
Упражнение 2
Выполняется на месте. Принять основную стойку и попробовать несколько лёгких пружинистых движений в коленных суставах.
Упражнение 3
Выполняется на месте. Принять низкую стойку. Нужно глубже сесть из основной стойки (согнуть колени). Низкая стойка нужна для того, чтобы спускаться с крутых горок.
Упражнение 4
Выполнить спуск с переходом из низкой стойки в основную. Переход медленно выполнить один раз.
Упражнение 5
Выполнить спуск с многократными пружинистыми приседаниями. Сохранять равновесие на протяжении всего спуска.
Упражнение 6
Выполнить спуск в основной стойке, руки держать сзади за спиной.

Подъем на горку.

Подъём ступающим шагом
Применяется на пологом склоне. Шаги должны быть небольшие. Вперёд наклоняться нельзя. Спина должна оставаться прямой. Ноги слегка согнуты в коленях.
Подъём полуёлочкой
Если горка крутая, шагать напрямую трудно. Носок одной лыжи отводится в сторону, пятка остаётся на месте, лыжа ставится на внутреннее ребро, создавая упор. Другая лыжа направлена прямо. Шаги должны быть небольшие.
Подъём ёлочкой
Пятки лыж остаются вместе, носки лыж разводятся в стороны. Лыжи ставятся на канты (внутренние поверхности) Шаги должны быть небольшие. Необходимо сильно опираться на палки.
Подъём лесенкой
Встать боком к горке, лыжи должны стоять вместе параллельно друг другу. Вес тела сосредоточить на ноге, расположенной ниже, поднять лыжу, сместить её в сторону склона, поставить ребром на снег на внешний кант, создавая упор. Перенести вес тела на эту ногу, другую приставить, создав упор.

Когда ребёнок научится хорошо стоять на лыжах и спускаться с горок, ему будет легче научиться передвигаться на лыжах по равнине и по накатанной лыжне. Ребёнок начнёт освоение скользящего шага.

Скользящий шаг

При скользящем шаге одна нога небольшим махом выносится вперёд и ставится на снег, и происходит скольжение на этой ноге с постепенным перенесением на неё веса тела. Затем такое же движение выполняется другой ногой.
Нужно обязательно добиваться скольжения на опорной ноге, потому шаг так и называется– «скользящий».

Подвижные игры на лыжах для детей средней группы

Юла
Цель: закреплять умение выполнять повороты переступанием вправо и влево вокруг пяток лыж.
Кручусь верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день
Дети встают свободно по утрамбованной снежной площадке, стоя на одном месте выполняют повороты переступанием вокруг пяток лыж.
Пройди, не задень.
Цель: Развивать умение передвигаться на лыжах скользящим шагом по утрамбованной снежной площадке.
На утрамбованной снежной площадке на расстоянии 2- 2,5 м в линию или по кругу выставляются 6 конусов (любых ориентиров) Дети обходят конусы скользящим шагом стараясь их не задеть.
Зимняя тройка
Цель:Развивать умение передвигаться на лыжах скользящим шагом по утрамбованной снежной площадке в тройках, контролируя равновесие.
Тройка тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Дети строятся тройками, берутся за руки, вместе двигаются по утрамбованной снежной площадке в прямом направлении или по кругу не расцепляя рук. Можно посоревноваться, какая тройка пройдет дальше не расцепив рук.
Железная дорога
Цель: Закреплять движение переступанием, разворот переступанием, ходьбу ступающим шагом.
Ехал поезд через мост
Вёз вагонов целый хвост
По путям и шпалам,
А не где попало.
Дети строятся в шеренгу боком по направлению движения с интервалом 1 м. Все вместе двигаются приставным шагом на расстоянии 10 метров (прокладывают шпалы), обогнув флажок, возвращаются ступающим шагом (прокладывают рельсы).
Поменяй шарики.
Цель: Упражнять детей передвигаться на лыжах скользящим шагом в быстром темпе
Синий шарик, красный шарик
Захотели поиграть
Нам, ребята, их местами
Надо будет поменять.
Дети строятся по линии на одной стороне утрамбованной снежной площадки. У детей в руках красные шарики. На другой стороне площадки, на расстоянии 10-15 м. по линии разложены синие шарики По сигналу, дети быстрым скользящим шагом идут Каждый ребенок должен пройти расстояние до синего шарика, положить красный шарик и взять синий.
Можно посоревноваться, кто быстрее справится с заданием.
Светофор.
Цель. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание.
Цвет зеленый – Проходи!
Желтый – Малость погоди.
Ну, а если красный –
Стой, дружок! Опасно!
Дети передвигаются по утрамбованной снежной площадке скользящим шагом. На сигнал инструктора (поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. (На зеленый все идут, на красный – останавливаются)
Дети могут идти по кругу или в прямом направлении шеренгой.
Свой дом.
Цель: Закреплять умение передвигаться скользящим шагом, контролировать равновесие.
Для игры детям раздают синие, красные, желтые и зеленые ленточки. На участке обозначаются дома такого же цвета.
Инструктор подходит к одному из домов, обращает внимание детей:
Самый лучший в мире дом!
Дом, в котором мы живём,
Заходите смело в дом!
Дети отвечают:
– Приглашаете? Войдем!
Каждый подходит к дому такого цвета, как ленточка. По сигналу инструктора «Все пошли гулять!» дети ходят скользящим шагом по площадке, по сигналу «Все домой!» дети идут каждый к своему дому. Дома можно менять местами.
Не задень.
Цель: Закреплять умение передвигаться скользящим шагом друг за другом, контролировать равновесие.
Для игры в ряд выставляются конусы (другие ограничители), образуя узкий проход. Дети идут друг за другом скользящим шагом, проходя сквозь узкий проход стараются не задеть конусы.
По тропинке, по дорожке
Пробежали наши ножки,
Иди, не зевай.
Ничего не задевай!
Вротики.
Цель. Закреплять навыки передвижения на лыжах скользящим и ступающим шагом с преодолением препятствий.
От ворот до ворот.
Бойко ходит наш народ.
Кто в ворота пройдет
Тот флажок найдет
Флажком надо помахать
И дальше шагать!
На утрамбованной снежной площадке создается полоса препятствий из воротиков. Рядом с воротиками лежат разноцветные флажки ( по одному у каждых) По сигналу инструктора, дети идут друг за другом скользящим шагом, дойдя до воротиков, убирают руки за спину, наклоняются, проходят под воротиками ступающим шагом, пройдя препятствие, берут флажок, лежащий рядом с воротиками, размахивают им и оставляют на месте, продолжают идти дальше.
Сороконожки.
Цель. Закреплять навык скольжения в колонне.
Дети делятся на небольшие группы и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия старта, а на расстоянии 20м – линия финиша, каждой группе дается по два шнура, Дети берут шнуры левой и правой рукой.
Побежали по дорожке
Малыши- сороконожки,
Сколько надо нам дорожек
Для всех сороконожек?
Дети считают, сколько получилось сороконожек, и, по сигналу инструктора, колонны (сороконожки) бегут вперед к линии финиша, на выпуская шнур. Если кто-то выпустил шнур, то группа должна остановиться и подождать, когда все снова возьмут шнур. Игра считается законченной, когда последняя группа пересечет линию финиша.
В эту игру можно поиграть на выбывание.
Снеговая лесенка
Цель: обучать подъему на пологий склон «лесенкой», спуску с пологой горки в низкой стойке.
Мы на горку весело
Поднимемся лесенкой
Лесенкой не простой
Лыжной, снеговой.
Дети делятся на небольшие группы. Задание выполняют по очереди.
Группа детей поднимается лесенкой на пологую горку. На вершине горки лежат флажки по количеству детей. Дошедший до вершины берет флажок и машет им. После того, как вся группа поднялась на вершину и помахала флажками, дети оставляют флажки на месте, выполняют спуск с горки в низкой стойке. Следующая группа начинает подъем после того, как вся первая группа спустится с горки.
Чтобы другие дети не стояли на месте им дается дополнительное задание, например, пройти друг за другом скользящим шагом по площадке.
Колокольчик
Цель: обучать подъему на пологий склон «лесенкой», спуску с пологой горки в низкой стойке.
Веселей дорога
Если звона многократного
Ты на горочку шагни
В колокольчик позвони.
Дети друг за другом заходят на пологую горку лесенкой, на вершине горы звонят в колокольчик, затем выполняют спуск с горки в низкой стойке.
На горке
Цель: закреплять подъем на пологую горку, спуск с горки в низкой стойке с прокатыванием в присяде под воротца.
Снег валится, снег валится
Весело, задорно.
Поскорей берите лыжи
И пойдем на горку!
Дети заходят на пологую горку лесенкой, по очереди спускаются с горы, проезжая под воротца в низком присяде.
Пружинки
Цель: закреплять спуск с пологой горки в низком присяде.
Мы коленочки сгибаем
И пружинку выполняем.
Раз – два, раз – два,
Начинается игра.
Дети спускаются с пологой горки, во время спуска сгибают и разгибают ноги в коленях.
Можно посоревноваться, кто уедет дальше.
Зайка.
Цель: закреплять спуск с пологой горки в низком присяде.
В лесу недолго до беды.
Умей запутывать следы!
Попробуй угадай-ка,
Куда девался зайка!
Туда-сюда петляет след.
Где зайка был, там зайки нет!
Дети спускаются с пологой горки в низком присяде, во время спуска надо поднять зайку, лежащего на горке.
После того, как первый ребенок спустится с зайкой, инструктор берет зайку и возвращает на горку, с горки спускается следующий ребенок. Если линий спуска несколько, понадобится несколько зайцев.

В 5-6 лет начинают с предыдущих упражнений, оттачивают приобретенные навыки, отрабатывают технику выполнения упражнений, включают

-спуск с горы в средней стойке
-подъем на горку ступающим шагом

Подвижные игры на лыжах для детей старшей группы

По следам.
Цель. Учить прокладывать лыжню
Выбирают ведущего, который идет впереди колонны по целине, прокладывая лыжню. После того, как ведущий удалится от колонны на 5 м, все едут по лыжне, оставленной водящим. Идти точно по проложенной водящим лыжне.
Веер.
Цель. Закреплять навык быстрого разворота
Стоя на лыжах, по сигналу ведущего игроки начинают переставлять лыжи, поворачиваясь вокруг себя по часовой стрелке. Кто сделает упражнение быстрее, став в начальную позицию, тот считается победителем.
Под воротца.
Цель. Закреплять умение владеть лыжами, развивать гибкость, ловкость
Поперек лыжни ставиться несколько ворот, каждое их которых ниже предыдущего. Подойдя по лыжне к воротам, дети должны под ними пройти не задев.
Позвони в колокольчик.
Цель. Закреплять умение ходить на лыжах по лыжне
Дети делятся на две команды и строятся на линии старта на двух параллельных лыжнях напротив друг друга. По сигналу воспитателя они начинают скольжение по параллельным лыжням. После пересечения линии старта соперника, каждый игрок звонит в колокольчик, после чего начинает движение следующий игрок команды. Выигрывает команда, которая первая добежала до линии старта соперника.
Кто сделает меньше шагов
Цель. Закреплять навык скользящего шага.
Дети по 2-3 одновременно начинают движение от линии старта до финиша. Выигрывает тот, кто сделает меньше шагов. Для этого ребенку надо выполнять длинный скользящий шаг. Считаются шаги, а не скорость выполнения.
Ходьба парами, тройками.
Цель. Совершенствовать равновесие, упражнять в согласованном темпе движения.
Дети, держась за руки (вдвоем, втроем), продвигаются по снежной целине вперед.
Кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.
Слалом.
Цель. Развивать умение ориентироваться в пространстве, упражнять в равновесии
На ровном месте ставят фишки, конусы. Задача игроков пробежать между предметами змейкой, огибая их то с правой, то с левой стороны. Выигрывает тот, кто пройдет дистанцию быстрее других и не заденет ни одной метки. Кто сбивает метку, ставит ее на место
Попади в цель.
Цель. Упражнять в устойчивом равновесии.
У каждого ребенка комочек снега. Проходя мимо щита для метания, дети стараются с ходу попасть в щит левой и правой рукой. Выигрывает тот, у кого будет большее число попаданий.
Гонки с выбыванием.
Цель. Развивать выносливость, закреплять навык скользящего шага
Игроки строятся на стартовой линии, через 20 м.- финиш. Игроки стартуют одновременно. Тот, кто придет к финишу последним выбывает из игры. Дети разворачиваются с идут одновременно к противоположной линии. Игра повторяется до тех пор, пока не останется 3 игрока — победителя. Выбывшие игроки проходят круг по запасной лыжне.
По местам.
Цель. Развивать ловкость, умение быстро передвигаться на лыжах
По большому кругу расставлены лыжные палки по одной на каждого игрока. Назначается один водящий, он без палки. Водящий ведет участников по кругу, в любой момент он может подать команду: «По местам!». По этому сигналу все лыжники стремятся быстрее вернуться в круг и взяться за любую палку. Водящий также занимает место у палки. Оставшийся без палки становится ведущим.
Через препятствие.
Цель. Закреплять навыки передвижения на лыжах и преодоления препятствий.
На прямой лыжне располагаются препятствия: ворота из лыжных палок, конусы, и т.д. По сигналу инструктора ребенок идет от черты до флажка, пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и ставит на место. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда впереди идущий пройдет первое препятствие.
Подними- положи!
Цель. Упражнять в равновесии.
Дети идут по лыжне, с обеих сторон лыжни разложены предметы. Дети должны пройти ступающим или скользящим шагом поднимая один предмет правой рукой, один- левой. Пройдя полный круг дети раскладывают предметы справа и слева от лыжни. Первый берет последнюю в ряду игрушку. Если впереди идущий теряет равновесие, идущие сзади должны остановиться, подождать, пока ребенок встанет.
Кто быстрее.
Цель. Упражнять детей в передвижения на лыжах в быстром темпе.
Участники соревнуются попарно. На расстоянии 10м от линии старта находятся флажки. По сигналу воспитателя первая пара скользит на лыжах до флажка. Кто первый взял флажок и поднял вверх, тот выиграл. Следующая пара начинает движение после того, как первая пара вернет флажок на место и, развернувшись на вспомогательной лыжне, начнет возвращаться к группе.
Меняемся местами.
Цель. Упражнять детей в передвижения на лыжах в быстром темпе.
На противоположных сторонах площадки на линиях старта выстраиваются в 2 шеренгах лицом друг к другу команды по 10-12 человек. По сигналу игроки бегут навстречу друг другу. Побеждает команда, игроки которой первыми встанут на линии соперников.
Попади в цель.
Цель. Закреплять навык спуска с горки, развивать ловкость, меткость.
Ребенок делает спуск с пологой горки. При спуске надо попасть снежком в цель.
Выигрывает тот, у кого больше попаданий.
Сигнал.
Цель. Закреплять навык спуска с пологой горы.
Дети выстраиваются на вершине спуска. У каждого ребенка на рукаве цветная ленточка. У воспитателя стоящего внизу склона флажки таких же цветов. По взмаху цветного флажка, например красного, съезжают дети, у кого на рукаве привязана красная ленточка и т.д.
Позвони в колокольчик.
Цель. Упражнять в спуске с пологой горы, развивать равновесие.
Дети выстраиваются на вершине спуска. На склоне горы втыкают палки с привязанными к ним колокольчиками. При спуске с горы надо позвонить в колокольчик.
Не урони.
Цель. Закреплять навык спуска.
Спускаясь, перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной какой-нибудь предмет
Если предмет упал, поднимать его запрещается.
Через воротца.
Цель. Упражнять в спуске с пологой горы на лыжах, развивать ловкость, гибкость.
На склоне горы установлены «ворота» из лыжных палок. Участники выполняют спуск в высокой стойке, приседают перед «воротами» проезжают под ними, выпрямляются и, сохраняя равновесие, продолжают спуск. Пока первый игрок не уйдет с линии спуска, второй не начинает.
Подними предмет.
Цель. Упражнять в спуске с пологой горы, развивать равновесие, ловкость.
На склоне горы справа и слева разложены предметы. Участники съезжают со спуска, стараясь по ходу, взять предмет слева или справа и продолжают спуск дальше.
Кто дальше.
Цель. Упражнять в спуске с пологой горы, развивать равновесие.
Описание: дети выстраиваются на вершине спуска. По сигналу воспитателя поочерёдно съезжают вниз в любой стойке, договорившись заранее. Надо как можно дольше прокатиться до полной остановки.
Кольцеброс.
Цель. Упражнять в спуске с пологой горы, развивать равновесие, меткость.
Дети выстраиваются на вершине спуска. На склоне горы, сбоку по ходу спуска, устанавливают на некотором расстоянии палки. Каждому игроку дают по 3 кольца. Съезжая с горы игроки набрасывают кольца на палки. Кто больше набросил, тот и выиграл.

В 6-7 лет начинают с предыдущих упражнений, оттачивают приобретенные навыки, отрабатывают технику выполнения упражнений, включают

-передвижение на лыжах скользящим шагом по лыжне
-передвижение на лыжах с одноопорным скольжением
-спуск с ровных более крутых склонов ( длина не менее 18 м) в различных стойках
-подъем на склон «полуелочкой»
-торможение при спуске «упором»
-передвижение на лыжах попеременным двухшажным шагом
При обучении дошкольников попеременным двухшажным шагом можно использовать методику В.И. Осинцева
— знакомство и закрепление посадки лыжника
— упражнение в посадке лыжника (размахивание флажками вперед-назад с флажками)
— передвижение скользящим и ступающим шагом с поворотами
— знакомство с одноопорным положением на месте ( вес тела на правой согнутой ноге, левая прямая отведена назад-вверх), удержать равновесие в таком положении поочередно на каждой ноге
— перенос веса тела с одной ноги на другую
— приучать детей к равномерному скольжению
— знакомить с передвижением на лыжах с лыжными палками
-упражнение в передвижении попеременным двухшажным шагом.

Подвижные игры на лыжах для детей подготовительной группы

Восьмёрка
Цель: отрабатывать повороты.
Дети по одному или в команде выписывают на снегу восьмёрку, совершая повороты переступанием влево и вправо. Диаметр каждого кольца восьмёрки должен быть примерно равен 2,5–3 метрам. Пройти несколько раз в одну, потом в другую сторону.
Идите за мной
Цель. Закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.
Дети ходят по лыжне по кругу скользящим шагом. Инструктор находится за кругом. Проходя мимо детей, он выбирает двоих-троих, дотрагиваясь до них. Дети выходят из круга и идут на лыжах вслед за инструктором ускоренным шагом. Остальные дети продолжают идти в по кругу в обычном темпе.
Карусель
Цель. Закреплять умение бега на лыжах, выполнять быстрый разворот.
Дети встают на круговую (малый круг), по сигналу одновременно бегут по лыжне. Пробежав несколько кругов в одном направлении, дети должны остановиться и, немного отдохнув, развернуться и побежать в другом направлении.
С палками и без палок.
Первый идет с палками, проходит ½ лыжни, оставляет палки, дальше идет без палок, второй начинает ходьбу без палок, проходит ½ лыжни, берет оставленные первым палки, проходит вторую дистанцию с палками. Усложнение: использовать только заданный лыжный ход.
Охотники и зайцы.
Цель. Развивать ловкость, координацию.
Игра проводится на утрамбованной снежной площадке. Дети делятся на команды- охотники и зайцы. Зайцы выходят вперед и убегают на некоторое расстояние от охотников. По команде инструктора охотники начинают гнаться за зайцами. Заяц считается пойманным, если охотник наступил на пятку его лыжи. Все пойманные зайцы отходят в сторону. Второй раз дети меняются местами.
Салки со снежками
Цель. Закреплять умение владеть лыжами, развивать ловкость, меткость.
Лыжники врассыпную располагаются на ровной площадке для игры. С четырех сторон встают ведущие. Для ведущих заготовлены короба со снежками. Все лыжники бегают по площадке, четыре ведущих с места бросают в лыжников снежки. Если в лыжника попали снежком – он выходит из игры. Игра заканчивается, когда на игровой площадке остается четыре лыжника. Они становятся водящими в новой игре.
Игра с мячом
Цель. Развивать ловкость, меткость, быстроту.
Для игры нужны два мяча. Обе команды выстраиваются в колонну. У первых игроков в руках по мячу. По сигналу ведущего игроки должны бросить мяч как можно дальше. Та команда, чей игрок забросил мяч дальше, получает очко. Затем игроки бегут за своим мячом, поднимают его и возвращаются в колонну. Та команда, чей игрок вернулся быстрее, получает очко. После окончания игры подсчитываются очки, и объявляется победитель.
Солнце-луна
Цель. Закреплять навык быстрого разворота, развивать равновесие, координацию.
Дети делятся на две команды. Обе команды встают в шеренги одна перед другой. Движение начинает первая шеренга группа «Солнце». По сигналу инструктора «Луна!» дети второй шеренги бегут за детьми первой шеренги, стараясь осалить игроков. По сигналу инструктора «Солнце», все дети разворачиваются и теперь группа «Солнце» догоняет группу «Луна». Так даются команды несколько раз. Все игроки продолжают игру до конца, в конце ведется подсчет осаленных игроков в обеих командах.
Эстафета.
Цель. Закреплять навык ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.
Дети делятся на 2 команды, игроки каждой команды распределяются по лыжне от старта на расстоянии 20 м. от предыдущего игрока. Первые игроки начинают эстафету, добегают до второго участника, касаются его рукой, эстафету продолжает следующий игрок, и так до финиша. Выигрывает команда, первая пришедшая к финишу.
Круговая эстафета
Цель. Развивать ловкость, скорость, внимание
Дети делятся на несколько команд, команды становятся в колонну по одному, располагаясь как спицы колеса в кругу. По сигналу первые игроки каждой команды бегут по окружности влево. Обежав круг, они передают эстафету вторым игрокам, а сами становятся в конце колонны. Побеждает команда, окончившая эстафету первой.
Догонялки по кругу.
Цель. Закреплять умение бегать на лыжах, развивать ловкость.
На круговой лыжне соревнуются 2 игрока. Игроки встают на круговую лыжню напротив друг друга по диагонали. По сигналу дети бегут по кругу стараясь догнать друг друга. Догнавший должен наступить на пятку лыжи и крикнуть «Есть!». Игру можно провести как командное соревнование, заменяя выбывшего игрока другим членом команды.
Вокруг флажка.
Цель: закреплять умение бегать на лыжах, умение выполнять разворот
Дети делятся на команды, для каждой команды своя трасса вдоль которой а стоят флажки. Игрок должен пройти всю трассу, обходя каждый флажок по кругу переступающим шагом. Дойдя до финишной линии, игрок разворачивается и бежит к своей команде, передает эстафету следующему игроку.
Битва за шарики.
Цель. Закреплять умение бегать на лыжах
Дети делятся на две команды. Команды стоят в шеренгах на противоположных сторонах площадки. В центре лежит веревка, разделяющая площадку на две равные территории. По веревке разложены шарики по количеству игроков одной команды. По сигналу инструктора дети бегут к центру площадки стараясь добыть шарик. Выигрывает команда, захватившая больше шариков.
В ряд.
Цель. Упражнять в спуске с горы.
Игра ведется на пологом склоне. В каждой команде игроки делятся по трое и становятся друг за другом. По сигналу руководителя тройка, держась за руки, начинает спуск. Выигрывает та команда, чьи тройки спустились быстрее и ровнее всех, не растеряв по дороге звенья. Если игроки хорошо стоят и спускаются на лыжах, тройки могут браться не за руки, а за веревку
Прямая линия
Цель. Закреплять торможение упором
Дети строятся в одну шеренгу на вершине склона. Задача играющих — выполнить торможение упором. Отмечают игроков, у которых после спуска остается прямая линия от лыжи, не выполняющей торможение. Варианты: кто дальше прокатится при торможении упором; кто быстрее остановиться после торможения упором.
Пропусти.
Цель. Закреплять навык спуска с горы.
Дети спускаясь с горки, должны пропустить предмет, лежащий на лыжне, между разведенными лыжами. Лыжи следует развести непосредственно перед лежащим на снегу предметом, затем тотчас свести.

Дружные ребята.
Цель. Упражнять в спуске с горы, развивать ловкость, координацию
Игроки делятся на команды по 4-5 человек в каждой. На широком склоне для каждой команды прокладывают 4-5 параллельных лыжни (по количеству игроков в команде). Игроки команды выстраиваются на линии старта в шеренгу по одному и сцепляют шеренгу с помощью веревки, удерживая ее поперек перед собой двумя руками, или, взявшись за руки.

Чей колпак.
Цель. Упражнять в спуске с горы, развивать ловкость, координацию
Дети делятся на команды по 4 человека.
Для каждой команды своя трасса, по ее длине на расстоянии 2,5-3 м. воткнуты палки, на первой к началу спуска палке надет матерчатый колпак. Первый игрок снимает с палки колпак и кладет на снег как можно ближе к этой палке. Второй во время спуска поднимает колпак и одевает на вторую палку, третий снимает, четвертый надевает на следующую. Побеждает команда, которая первой доставит колпак на финиш (палок должно быть столько, чтобы колпак оказался надетым на последнюю палку.

Окошко.
Цель. Закреплять навык спуска с горки.
На вершине горки дети, принимают правильную позу для спуска, спускаются с горки с обручем в руках, «смотря в окошко»

Коридор
Цель. Закреплять спуск с горы, развивать ловкость, смелость, внимание.
На снежном более крутом склоне лыжню огородить лыжными палками. Дети по очереди спускаются с горки стараясь не задеть ограждение, не выехать из коридора.